«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Как мы готовили долму

30 марта 2023
438
Как мы готовили долму

Андроник и Ануш Геворкян - семилукские армяне. Почти 30 лет вместе. Воспитывают троих детей. У них небольшой домик на улице Индустриальной. Качественно отремонтированный, поскольку глава семьи уже давно занимается профессиональным ремонтом. Жилье не загромождено мебелью, а потому здесь просторно и удивительно уютно — это уже Ануш постаралась. При входе в дом чувствуется аромат специй и пряных трав, что неудивительно, так как хозяйка собралась приготовить одно из армянских блюд — долму. По сути, это те же голубцы, но фарш заворачивается не в капустные, а в виноградные листья.

Женский разговор

— Привет, Ленушка! — радостно встречает меня хозяйка. — Сейчас пойдем с тобой готовить. Ты не забыла взять с собой хорошее настроение? Это же главный ингредиент нашего блюда!

— Нет, конечно, — улыбаюсь я. — Оно всегда при мне.

На кухне уже крутится младший сын Ануш Артем. Любознательный пацан тут же тыкает пальцем в диктофон:

— А что это?

— Профессиональное оборудование журналиста. Чтобы ничего не забыть.

— Ну, все, Тема технику незнакомую увидел. Теперь расспросами замучает, — сообщает Ануш. — Они с папой каждую свободную минуту в гараже. Детали, инструменты, краски… Андроник старается его с детства приучать к мужской работе.

Разведав обстановку, Темыч убегает к себе в комнату, а его место занимает сестра Моника, которая пришла помогать в приготовлении долмы.

Старшей сестры Сюзанны, в этот раз дома не было. Закончив профильный вуз, она устроилась на работу в ветеринарную клинику и в этот день как раз дежурила там.

Но вот дети ушли, до прихода главы семьи оставался еще, как минимум, час. Мы остались вдвоем с Ануш и смогли поговорить по душам.

— Перед приходом к вам посмотрела в интернете значение имени Ануш. В разных источниках оно трактуется как «сладкая» или «бессмертная». А еще пишут, что Ануш растет удивительно бойким и любознательным ребенком. Так и было?

— Пожалуй, так, — говорит собеседница. — Вот пример. У меня был брат, который старше меня на два года. Мама рассказывала мне, что, если его обижали, я всегда шла разбираться с обидчиками. Но во всем остальном я была послушным ребенком тем более, что у меня довольно строгие родители. Да и принципы воспитания девочек в армянской семье не давали проявить себя в полной мере. Мальчишкам-то больше свободы дают, дабы, став мужчинами, они могли принимать решения и отвечать за свои поступки.

— А чем тебя покорил Андроник?

— Прической. По крайней мере, это было первое, что я заметила, — смеется собеседница. — Потом, он вежливый был. Долгое время профессионально занимался танцами. Поэтому, когда показал мне видео со своих выступлений, я сразу и растаяла.

— Твои первые впечатления о России?

— Я бы не сказала, что была в восторге. 1996 год. Ендовище. Ни газа, ни дороги, ничего. Для того, чтобы сходить куда-нибудь, даже в магазин, приходилось шлепать по полуметровому слою грязи или снега. Сейчас, конечно, уже все совсем по-другому.

О воспитании и традициях

— Чем армянское воспитание отличается от русского? Может, назовешь плюсы и минусы каждого — на твой, разумеется, взгляд?

— В Армении воспитывают детей более жестко, особенно девочек. И это, как я знаю на собственном опыте, не всегда дает возможность быть самостоятельной. Но что мне очень нравится — то, что у нас принято прививать уважение к старшим с младых ногтей. Для меня вот, например, неприемлемо сидеть, когда входит человек старше меня. И своих детей мы воспитываем так же. И еще мне очень не нравится то, что дети в России довольно рано начинают пить спиртное. В Армении это не принято. И вообще, если брать в целом, здесь порой слишком балуют детей, позволяют им очень многое. То есть, с одной стороны, мне не нравятся слишком жесткие рамки, применяемые в воспитании детей в Армении, а с другой — слишком большое попустительство, принятое в России Я, наверное, сторонница «золотой середины». Но это если говорить в целом. У многих моих русских подруг, например, дети воспитываются, на мой взгляд, правильно.

— Понимаю, что, скорее всего, слово папы в вашей семье — непреложный закон. А слово мамы?

— Конечно, закон. Если я, например, слишком вспылила, отругав кого-то из детей, Андроник мне может наедине сказать, что я перегнула палку. Но он никогда этого не сделает при детях!

— Раз уж заговорили о традициях… Какие армянские вы перенесли сюда? И какие русские стали уже родными?

— Мне, пожалуй, даже проще ответить на второй вопрос. И Андроник, и потом уже девочки, которые поют и танцуют, принимали участие чуть ли не во всех праздниках в Семилуках, а потому волей-неволей переняли многое из русской культуры. Ну и я, как их главный, самый восторженный и верный зритель, тоже. Что же касается армянских традиций, то мы, как правило, празднуем, 13 февраля. Это армянский праздник Терендез. В этот день принято разводить костры, чтобы супружеские и просто влюбленные пары прыгали через них. Если получится это сделать, не размыкая рук, то пару ждет хорошее будущее. А в середине июля, через 14 недель после Пасхи, мы отмечаем Вардавар - традиционный армянский праздник в честь Преображения Господня. В этот день принято всех, кто придет в гости, обливать водой. Так что отрываемся по полной!

Что касается политики, то Ануш от нее далека. Поэтому политические ноты немного добавил глава семьи, Андроник, который — может, запах почувствовал? — пришел аккурат, когда долма уже источала невероятный аромат…


Андроник в Армению уезжать не захотел, когда об этом зашел разговор в семье.

— Я был бы там человеком без прошлого, — говорит Андроник. — Ведь в России с 13 лет. Почти все мои друзья русские. Я обжился, привык. Да и Армения уже не та. Там тех армян, что живут в России, воспринимают как ходячие кошельки. Им кажется, что если они приедут сюда, то деньги сами будут липнуть к рукам. Но это совсем не так.

— Насколько я знаю, за Ануш ты ездил в Армению?

— Почему поехал туда? — переспрашивает Андроник. — В 1996 году мне было 23 года. Я нормально зарабатывал, но родители все время меня подгоняли: женись. Как-то после концерта я пришел к ним и сказал: «Хотите, чтобы я женился?! Хорошо, я согласен! Вот вам деньги, покупайте билеты в Армению, будем искать жену там». Поехали. Несколько дней я упорно искал невесту, узнавал у знакомых… Потом пошли знакомиться в семью Ануш. Она меня покорила скромностью, хотя я, конечно, видел, что на самом деле у нее очень сильный характер. Сделал предложение, через десять дней поженились по армянским обычаям. Увез ее в Россию. А расписывались уже здесь в ЗАГСе, чтобы не было проблем с пропиской. Ануш замечательная жена и мама. Думаю, что будет не менее замечательной бабушкой.


Тем временем по дому Геворкянов распространялся удивительный аромат. Это долма, приготовленная Ануш при поддержке Миланы, звала всех к столу. Блюдо получилось удивительно вкусным. Так что все домочадцы с удовольствием ели ее, особенно в сочетании с мацони — густым кефиром, приготовленным хозяйкой дома — и хлебом, выпеченным ею же. Словом, пальчики оближешь!


РЕЦЕПТ ДОЛМЫ ОТ АНУШ

Ингредиенты:

  • 1 кг говяжьего фарша;
  • 1 кг свиного фарша;
  • 1 стакан риса;
  • виноградные листья;
  • вода; 50 гр сливочного масла. Специи по вкусу: зелень (петрушка, кинза, укроп), соль, черный перец, паприка, сушеный базилик, циркон (по-русски — чабер или перечная трава).

Приготовление:

Перемалываем мясо в фарш, мелко режем лук. Смешиваем мясо, лук, добавляем рис и специи. Кладем ложкой порцию фарша на виноградный лист (без «хвостика») и заворачиваем нашу долму сначала с боков, а потом «по росту» листа. Складываем свернутую долму в толстостенную кастрюлю, заливаем водой так, чтобы она почти покрыла долму, накрываем сверху перевернутой вверх дном тарелкой, чуть прижимаем и ставим на огонь. Когда закипит, огонь ставим на минимальный и тушим около часа. В конце приготовления добавляем сверху сливочное масло.

Подаем со сметаной, мацони и, главное, с зеленью — ее армяне очень любят и едят при каждой трапезе.

Елена ГОЛОВАНЬ,

фото автора


Читайте также