«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Острогожский дастархан

8 ноября 2023
305
Острогожский дастархан

Семьи Муродовых и Давлатовых проживают в селе Гнилое Острогожского района более 15 лет. Двоюродные братья Тоирджон и Мехробшо выбрали его для жизни и воспитания своих детей. Гостеприимное Черноземье для них стало второй родиной.

Спасались от войны

Тоирджон с родителями, братом и сестрой покинули Таджикистан в 1991 году, когда там начались беспорядки. Острогожский район выбрали потому, что у них здесь проживали родственники, у которых они иногда гостили. Во время посещения родни природа и люди в селе с неказистым названием пришлись семье Муродовых по душе.

— Мне тогда было 18 лет. В Таджикистане я учился в совхозе-техникуме имени Куйбышева. Но пришлось забыть про образование, потому что после переезда необходимо было помогать родителям. Я сразу устроился на работу. В школе на родине нам преподавали русский язык, у меня всегда была твёрдая четвёрка, поэтому я мог свободно общаться с местными. Никакой работы не боялся, работал на птицефабрике, на заводе «Оптхимэкспорт», — рассказал Тоирджон.

После того, как Тоир получил водительское удостоверение, устроился работать водителем. Сейчас мужчина занимается грузоперевозками. Со своей женой, русской девушкой Надеждой, Тоир познакомился в совхозе «Победа». После того, как Надежда получила профессиональное образование, молодая пара сыграла свадьбу.

— Наша свадьба проходила в современных русских традициях. Жена осталась православной, я исповедую ислам. Сын также стал мусульманином. На этой почве у нас никогда не было разногласий. Жена научилась готовить наши национальные блюда, познакомилась с традициями, — рассказал Тоирджон.

Сын Руслан разговаривает на двух языках: русском и таджикском. Он учился в средней школе в селе Гнилом. Затем окончил медицинский колледж в Острогожске. Во время пандемии коронавируса работал в одной из больниц Санкт-Петербурга. Сейчас трудится в скорой помощи в Воронеже.

Обстоятельства сложились таким образом, что ни жена, ни сын Тоирджона ещё ни разу не были на родине мужа и отца. Поэтому в планах у семьи — посетить как-нибудь Таджикистан.

В Россию по любви

Мехробшо Давлатов – двоюродный брат Тоирджона - приехал в Россию в 2010 году. Мужчине тогда был 31 год. На родине он получил профессию оператора котельных установок. В Острогожском районе у Мехробшо было много родственников и знакомых, он часто бывал здесь по делам. Поэтому Гниловское сельское поселение посчитал хорошим местом для жительства.

— Из своей многочисленной семьи — у родителей вместе со мной 14 детей, на переезд в Россию решились только трое: я, мои брат и сестра. За мной приехала сюда моя будущая жена Гульчехра. О нашей свадьбе договорились родители в Таджикистане. Мы между собой никак не общались и не видели друг друга. Связь поддерживали между собой только её и мои родители. У нас так принято, что мы чтим родителей, слушаемся и беспрекословно подчиняемся их воле и решениям. После того, как по нашим обычаям я выплатил за неё калым, мы решили сыграть свадьбу в России, — рассказал Мехробшо.

Свадьбу праздновали в Москве. Жена тоже мусульманка, поэтому между молодыми был заключен никах (бракосочетание согласно Корану). После этого — бракосочетание в ЗАГСе и дальше торжество в ресторане. На свадьбу молодых приезжали многочисленные родственники как из Таджикистана, так и из России.

Национальные традиции

У супругов Мехробшо и Гульчехры родились двое детей: сначала дочка, а потом - сын. Семья держит хозяйство. Глава семьи работает вахтовым методом.

— Моя жена не работает. Я считаю, что способен сам обеспечивать семью, а она должна заниматься домом и детьми. Наша дочка ходит во второй класс местной школы, хорошо разговаривает на русском языке и учит таджикский. Мама ей поёт песни и рассказывает сказки на нашем родном языке, а я, так как прекрасно говорю по-русски, делаю то же самое на русском, — рассказал Мехробшо.

Две таджикских семьи дружно живут со своими русскими соседями.

В основном быт у семьи Давлатовых не отличается от обычного российского. Традиция предков, которую семья поддерживает — это отсутствие классического обеденного стола и стульев. Во время приёма пищи, а также посещения гостей в главной комнате дома расстилаются покрывала, на которые укладываются подушки. Все это убранство выполнено в национальных таджикских цветах и узорах. Различные блюда и кушанья подают на дастархане — низком столе.

— Даже наши русские друзья уже привыкли, что у нас в доме такая традиция. Для тех, кому это неудобно, в большой комнате стоят традиционные кресла, но сами мы за ними никогда не обедаем. Также по европейской традиции у нас есть кровать, но мне ближе, привычнее и комфортнее спать на специальном лежаке, который стелется сразу на пол, — рассказал Мехробшо.

Обязательные традиции, которые соблюдают обе семьи — это празднование религиозных праздников, а также дней рождения и свадеб. В эти дни женщины готовят национальные блюда, среди которых много мясных. На улице ставят столы и на праздник приглашают соседей.

— Я уважительно отношусь к соседям. Считаю, что надо жить дружно, помогать друг другу, относиться ко всем по-доброму, — сказал Мехробшо.

Татьяна Лескова

Фото Александра Юрковского