Анатолий Сиренев живёт в Таловском районе в посёлке 2-го участка института имени В.В. Докучаева. Детские и юношеские годы его прошли в солнечном Ташкенте. Семья, в которой родился Анатолий Иванович, была непростая.
Из Михайловых – в Сиреневых
— Мой дед был «кулаком» по фамилии Михайлов, — рассказал собеседник. — В годы становления Советской власти многих раскулачивали, и мой дед знал, что его ждёт та же участь. Поэтому решил скрыться в Сибири. По дороге он инициировал потерю документов и представился новым именем и фамилией. Так наш род превратился из Михайловых в Сиреневых.
Отец Анатолия Ивановича работал бригадиром в поселении и отвечал за ремонт коммуникаций — водопровода, канализации. Однажды он сказал своему сыну-семикласснику: «Хватит штаны в школе просиживать, пора работать. У меня всего пять классов образования, а у тебя уже целых семь!» После этих слов Анатолий Сиренев вступил в ряды рабочего класса.
У Анатолия Сиренева хранится огромное количество фотографий
— Мне было всего 15 лет, и, естественно, официально устроиться на работу было проблематично, — продолжил он. — Но отец имел связи и смог договориться, чтобы меня взяли в его бригаду. Работать под началом собственного отца было сложно. Тем более, что он требовал от меня отличных результатов, невзирая на мой юный возраст. Приходилось много трудиться, осваивая профессию слесаря.
Отец настолько строго относился к работе сына, что когда Анатолий сдавал ему экзамен на категорию, то завалил его. За это он до сих пор благодарен отцу: тот в итоге помог ему стать отличным специалистом.
Монгольская командировка
В 1980 году Анатолий Иванович уже крепко стоял на ногах: получил нужную и довольно престижную профессию специалиста санитарно-технических устройств, зданий, сооружений и теплотехники. У него была жена Долорес, два сына — Владимир и Денис. И тут ему предложили заключить контракт и поехать поработать в Монголию, где нужно было проводить водопроводы, канализации, прокладывать теплотрассы.
Мужчина согласился, и они втроём — с женой и младшим сыном — отправились на новое место жительства. Старший сын остался учиться в вузе в Ташкенте.
К новому месту жительства Анатолий трудно привыкал. Ведь монголы совершенно не похожи на русских. У них свои правила и традиции. Например, кочевым монголам в те годы давали квартиры в новых домах, но они всё равно летом переезжали жить в юрты. Мыться они не любили, полагая, что вместе с водой человека покидает и удача.
Воспоминания о жизни в Монголии: сын кормит двугорбого бактриана
— Я решил положить конец мракобесию и в здании бывшей пекарни соорудил финскую сауну. Но кроме нас, приезжих, её никто не хотел посещать, — улыбается Анатолий Иванович. — Пришлось идти на хитрость и пригласить в парную высокопоставленных чиновников. Те, что были коренными, никак не могли осмелиться зайти в баню. Лишь благодаря долгим уговорам, мой план удался. Вскоре все местные стали приходить купаться. Около бани я сделал специальное стойло для лошадей, потому что в те времена все монголы передвигались исключительно на гужевом транспорте.
После того как баня получила признание у местных, Анатолия Ивановича вызвали в столицу Улан-Батор, где высокопоставленный чиновник поблагодарил его за сауну. Вместе с грамотой ему вручили ковёр. За свою жизнь Анатолий Иванович построил еще 12 бань не только в Монголии, но и в Ташкенте, а потом и в России.
Сувенир, привезённый из далёкой Монголии
Интересен тот факт, что дети в Монголии шли в школу только с восьми лет. Возможно, это из-за кочевого образа жизни коренного населения. Сыну Анатолия Ивановича, Денису, было только шесть, но он очень хотел учиться. В этом возрасте он уже умел читать и писать. Директора пришлось долго уговаривать, но Дениса всё-таки взяли в монгольскую школу. А на следующий год мальчик пошёл в русскую. Путь до неё был недалёк — несколько сотен метров, но каждый раз нужно было пересекать советско-монгольскую границу.
— Мы с женой всегда с нетерпением ждали родительских собраний и ни одного из них не пропускали, — улыбается собеседник. — Оценки сына нас, конечно, волновали, но была тому и другая причина: снабжение в Монголии было слабовато на наш вкус, а в советских магазинах на прилавках было всё необходимое. Благодаря ребёнку мы могли пересечь границу по уважительной причине и закупить там всё необходимое.
Пряжки, сделанные Анатолием Сиреневым
Как один день
Через четыре года контракт закончился, и семья снова переехала из Монголии в Ташкент. А в 1993 году Сиреневы стали жителями Таловского района.
— Я на тот момент работал в газовой службе, — вспоминает Анатолий Иванович. — Снова заключил контракт, и вместе с четырьмя другими семьями мы приехали в Таловский район. Сначала жили в Шанинском поселении, потом перебрались в Таловую.
Почти каждый участок земли, где проходит газопровод, Анатолий Иванович знает наизусть. Это его бригада проводила голубое топливо в 15-ти населённых пунктах района и по Таловой.
За годы работы в разных отраслях Анатолий Сиренев получил более 30 грамот и благодарностей. Каждую из них он бережно хранит и достаёт только по особому случаю.
Сейчас Анатолий Иванович и его супруга на пенсии. В этом году он отметит 80-летний юбилей. Сам говорит, что в форме его поддерживает активный образ жизни. Он никогда не сидит без дела — занимается огородом и садом, много двигается. Ну и, конечно, любит баню.
Ирина Кожанова
Фото автора и из семейного архива Сиреневых
На верхнем фото: Анатолий и Долорес Сиреневы даже на пенсии ведут активный образ жизни.