В районной газете «Заря» Таловского района ведут необычную рубрику, в которой рассказывают об интересных и необычных фамилиях и именах местных жителей. Несколько месяцев назад, например, речь шла о семьях Бедей и Кожа. А теперь журналисты районки заинтересовались фамилиями Мельгаф и Красковыми, решив поделиться их историями с сайтом «Воронеж многонациональный».
Мы — русские
Ехав в автобусе с Людмилой Оскаровной, мы разговорились. Хоть и были знакомы много лет, но, честно говоря, не знала, что у женщины до замужества была фамилия Мельгаф.
— Я никогда не считала свою фамилию какой-то необычной, — рассказала она. — Жили мы в Казахстане, и там интересных фамилий было пруд пруди. В моём классе учились в основном потомки немцев с фамилиями Шуль, Буль, Блок, поэтому никто не спрашивал про нашу и про свою тоже ничего не рассказывал.
Откуда немцы взялись в Казахстане? Появились они на территории современной республики ещё в конце XVIII века. Первым немецким селом в Казахстане считается Рождественское (Фриденсфельд), основанное в 1885 году. К первым колониям также относится Мариенбург и Фриденсталь. В период Столыпинской реформы в 1905—1911 годах на севере Казахстана были уже десятки немецких поселений. В годы Великой Отечественной войны туда же переселили немцев из Поволжья. По задумке властей, они должны были осваивать новые земли и, конечно, много работать. Скоро о немцах все забыли, и они стали просто жить, как и все остальные. Но в чужой стране старались держаться вместе и селились общинами. Ведь отношение к ним было, мягко говоря, не очень хорошее.
— Бабушка и дедушка носили древнюю немецкую фамилию Мельграф, что означало какую-то связь с мельницами или мельниками, — продолжила женщина. — К сожалению, как именно переводится это слово, никто уже не помнит. На просторах интернета тоже нет точного обозначения. Скорее всего — это сочетание букв уже не используется и давным-давно забыто. Когда родился мой отец Оскар, в документах была допущена ошибка и букву «р» в фамилии потеряли. Осталось «Мельгаф».
Отец Людмилы Оскаровны никогда не считал себя потомком немцев. Он называл себя русским. Разговаривал на казахском и тоже считал его родным. Да и бабушка с дедушкой немецкий язык в речи тоже никогда не использовали, на историческую Родину не стремились и ни разу ездили. В общем, полностью обрусели.
В 1986 году Людмила Оскаровна вышла замуж и переехала в Казанку Таловского района. Следом за ней перебрались Лилия Оскаровна и Нелли Оскаровна. Лишь одна из сестёр - Галина и брат Николай решили уехать на историческую родину предков. Там они и остались на долгие годы.
— Они приезжали много раз к нам в гости, — говорит Людмила Оскаровна. — И мы тоже несколько раз навещали их. Конечно, было интересно: другая страна, люди другие. Всё не так, как здесь. Но уже через несколько дней начинали скучать по России, по русскому говору, по нашей неповторимой природе.
Из такой большой семьи Мельгаф фамилия эта осталась только у Николая, двух его сыновей и у внука.
С 2006 года Людмила Оскаровна живёт в Таловой. О её девичьей фамилии почти никто не знает. Зато её отчество никого не оставляет равнодушным. Женщина говорит, что те, кто слышит его впервые, обязательно переспрашивают. А потом удивляются и говорят, какое красивое оно и необычное.
— Хоть и были у меня дедушка с бабушкой потомственными немцами, я считаю себя полностью русской, — сказала Людмила Оскаровна. — Я обожаю петь русские народные песни, даже хожу на кружок самодеятельности в Культурно-досуговый центр.
Кстати, людей с фамилией Мельгаф в мире около 40. Больше всего их в России, а на втором месте — Германия.
Красиковы или Карасиковы?
А вот фамилию Сергея Красикова к редким никак не отнесёшь. Она довольно распространена по всему миру. Красиковых можно встретить в России, Белоруссии, Грузии, Эстонии, Узбекистане, Америке и в других странах. Несмотря на популярность, о том, откуда эта фамилия произошла, можно говорить долго, ведь только официальных версий происхождения — три.
— Меня всегда интересовала моя родословная, кем были предки, — сказал Сергей Красиков. — Стал опрашивать родственников, чтобы хоть немного восстановить генеалогическое древо. Выяснил, что предки были одними из первых переселенцев в Новой Чигле. Прибыли они туда, скорее всего, из Московской области. Когда же новые земли были уже перенаселены, наделы стали давать в соседнем посёлке Маклика. Туда уехали мои дед с бабушкой. Там родились мой отец, я и четыре моих брата.
Семья Красиковых рано осталась без кормильца. Отец умер в возрасте 39 лет. Мать воспитывала детей одна. Ей пришлось много работать, чтобы всех поставить на ноги. Женщина трудилась в колхозе от зари до зари, а дети ей помогали дома.
Когда узнаешь немного о семье, становится понятно, что фамилия Красиковых исконно русская. Существует несколько версий её происхождения. По самой распространенной, такую фамилию давали людям, отличающимся красивым лицом. Красиком в старину называли пригожего человека (от ред. — с древнерусского «краса»— «красота»). В одной из повестей XVIII века можно прочесть о герое: «лица белокурого и не сухого и собою красик». До наших дней даже дошла пословица: «И красик, да обосел (от ред. — стал босым), и чернячок, да обут». В русском языке часто используются суффиксы «-ик» или «-ов» для образования профессиональных фамилий
— Найдя другие исторические документы, можно предположить, что Красиковы связаны с обозначением красного цвета. Предположительно, мои предки могли заниматься изготовлением или продажей красок. Есть и ещё одна, не менее интересная версия происхождения Красиковых. Возможно, что далекие предки были художниками и, вероятно, писали иконы.
Но и на этом версии происхождения фамилии не заканчиваются. Красиковы могли изначально быть Карасиковыми. До введения на Руси христианства детям часто давали имена по названиям животных или растений. Например, новорожденного могли назвать Котом, Жеребцом, Кабаном, Пыреем. В те времена это было распространено. Получается, некий предок носил имя Карасик. Затем этому человеку дали фамилию Карасиков. Но при переписи населения несколько веков назад могли допустить ошибку. Вот так из Карасикова, возможно, получился Красиков. Таких примеров коверканья фамилий после переписи можно привести массу: Стеганцов— Степанцов, Ганцов; Кожокин— Кажокин; Поликарпов — Пошкарпов и так далее.
— Какой именно версии верить, конечно, личное дело каждого, — дополнил Сергей Красиков. — Но самое главное, что фамилия продолжает жить. Из наших родственников её носят около 10 человек. Практически все они живут в Москве.
Ирина Кожанова
Фото автора
На верхнем фото: Людмила Хорина (Мельгаф) несмотря на немецкие корни считает себя исконно русской.
На фото в тексте: Фамилия Красиковых "прочно осела" в Москве, где сейчас живут дети и внуки Сергея.