Федеральную программу «Земский учитель» продлили на семь лет. Сейчас в Воронежской области по ней трудятся 20 педагогов. Один из них работает в посёлке Грибановка. 30-летний Самад Самадов преподает физкультуру в центре образования имени Г.Н. Троепольского. Молодой педагог — первый специалист, который приехал в Грибановский район по этой программе.
Для того чтобы расти профессионально, Самад Самадов сменил сельскую малокомплектную школу на современное образовательное учреждение в райцентре. Он ведёт физкультуру в 5,6, 7 и 10 классах. В каждом — от 25 до 30 учеников. Возглавляет баскетбольную секцию. А ещё руководит военно-патриотическим клубом «Русичи».
Мечтал о городе, а приехал в Грибановку
До участия в программе «Земский учитель» Самад Самадов успел поработать в небольшой школе, где в каждом классе учились по 5-7 ребятишек. Там он получил первый опыт. Убедился, что готов посвятить педагогической профессии свою жизнь. Через год понял, что надо развиваться в профессии. Решил перебраться в город.
Ещё студентом Самад узнал о программе «Земский учитель». Инициированная президентом России Владимиром Путиным, она стартовала во всех субъектах РФ в 2020 году. Её участником может стать педагог в возрасте до 55 лет, имеющий среднее профессиональное или высшее образование и отвечающий квалификационным требованиям. Учителя, заключившие трудовой договор на срок более чем пять лет с образовательной организацией, расположенной в сельских населённых пунктах и городах с населением до 50 тыс. человек, получают единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей на всей территории РФ, а в Дальневосточном федеральном округе - 2 млн рублей.
— На портале программы «Земский учитель» есть банк вакансий, — рассказал Самад. — В нём около 3 тысяч рабочих мест по всей России. И это только те, кому готовы заплатить 1 миллион рублей за то, чтобы они стали работать в сельской школе.
Программа «Земский учитель» предусматривает конкурсный отбор претендентов. О том, что он выиграл в конкурсе, Самад узнал в августе прошлого года. На то, чтобы принять решение о переезде на новое место работы и жительства, молодому человеку дали два часа.
Со школой, где ему предстоит трудиться, он смог познакомиться онлайн: на сайтах программы и центра имени Г.Н. Троепольского. Современное учебное заведение парню понравилось.
— Таким стадионом может похвастаться не каждая городская спортшкола, — считает Самад. — Есть поле с искусственным высокотехнологичным покрытием. Два спортзала с паркетом. Электронный тир, как у нас, можно встретить далеко не в каждой стрелковой школе. Ребятам интересно учиться в таких условиях. А у меня есть большой спектр возможностей для повышения квалификации и личностного роста.
Осознанный выбор
У Самада мама русская, а папа - таджик. Парень окончил факультет физической культуры Саратовского научно-исследовательского университета им. Чернышевского. В него он поступил после армии. В 11 классе молодой человек сдал кроме обязательных предметов — русского языка и математики — биологию. Через год условия поступления изменились. Биологию заменили обществознанием. Самаду пришлось сдать этот предмет ещё раз, хотя результаты прошлого были в силе. На всякий случай сдал ещё и историю. В вуз парень смог поступить на бюджет.
По мнению Самада Самадова, уроки физкультуры не только помогают детям развиваться физически. Они воспитывают морально-волевые качества, умение брать инициативу в свои руки и отвечать за результат команды. Развивают силу воли и выносливость.
— Сегодня с учениками мы играли в баскетбол, — рассказал он. — Я мог бы стоять на краю площадки и объяснять им правила. Считаю, что лучше стать одним из участников команды и играть вместе со всеми по общим правилам. Ребята лучше понимают, как вести себя в той или иной игровой ситуации.
Ученики, у которых есть освобождение от физкультуры по состоянию здоровья, тоже участвуют в уроке в качестве помощника судьи.
Школьные команды центра образования им. Троепольского принимают участие в районных соревнованиях. Самад считает их важным фактором учебного процесса. Победы стимулируют детей и являются показателем работы преподавателя.
Учитель встречается со своими выпускниками. Некоторые юноши решили стать офицерами, поступили в военные вузы. Они признались, что физическая подготовка там занимает ведущее место.
За три года работы Самад Самадов убедился: работать с большим школьным коллективом непросто. Но трудности молодого человека не пугают. Он считает, что вместе с ними открылись и новые возможности для личностного роста. Педагог повысил квалификацию, получив первую категорию. Думает, что может связать свою жизнь с Грибановкой. Кстати, как потратить деньги, полученные по программе «Земский учитель», он ещё не решил. Да и куда ему торопиться?
Елена Шелякина
Фото из архива Самада Самадова