«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Олег Сехниев: «Делать что-то порознь тяжело»

9 августа 2022
165
Олег Сехниев: «Делать что-то порознь тяжело»

5 и 6 августа Воронежскую область посетила делегация Киргизской Республики. Вместе с представителями Национальной палаты при Губернаторе Воронежской области гости приняли участие в памятных мероприятиях, посвящённых 80-летию подвига рядового Красной армии, Героя Советского Союза Чолпонбая Тулебердиева. Делегация отправилась в село Селявное 2-е Лискинского района, где почтила память солдата и возложила цветы к его мемориалу.

Это событие – одно из множества мероприятий, которые организовывает Национальная палата при Губернаторе Воронежской области. Её представители занимаются благотворительностью и гуманитарной помощью, работают над укреплением межнациональных отношений, помогают решать бытовые вопросы переселенцам.

Подробнее о том, как работает Национальная палата при Губернаторе Воронежской области рассказал заместитель председателя Нацпалаты Олег Сехниев.

– Олег Ираклиевич, в нашем регионе Нацпалата появилась в 2010 году. Почему возникла необходимость создать эту структуру?

– В лихие 90-е в Россию и в Воронежскую область стали приезжать люди из бывших союзных республик. Они столкнулись с тем, что не знали, куда идти и к кому обращаться за помощью. Насколько это было сложно, я испытал сам – в 1994 году приехал в Воронеж из Таджикистана, где прожил 42 года. В Таджикистане я был заместителем директора завода по производству урана. Но из-за гражданской войны был вынужден бросить всё и поехать в Воронеж, в незнакомый город, где никого не знал.

Среди переселенцев из Таджикистана первой волны в основном была русскоязычная интеллигенция – учителя, врачи, инженеры, ученые. Это были люди, которых в Таджикистан направил Советский Союз. А когда мы приехали в Россию, нам нужно было доказывать, что мы – россияне. Нам, переселенцам, нужно было объединить свои усилия, потому что делать что-то порознь - очень тяжело.

Поэтому, когда действующий в те годы глава региона Алексей Гордеев предложил создать Нацпалату при Губернаторе Воронежской области, мы, представители разных национальных диаспор, его поддержали – она была крайне необходима. Было решено учредить при губернаторе совещательный орган, в который вошли представители официально действующих национальных объединений. Нацпалата стала прямым каналом связи между руководством области и представителями национальных объединений.

– Насколько я знаю, ещё одной причиной создания Нацпалаты стали обострившиеся вопросы ксенофобии.

– Действительно, в девяностые и нулевые по Воронежу прокатилась волна резонансных происшествий на межнациональной почве. Многие помнят, как в середине нулевых в Воронеже было убито несколько студентов-иностранцев. Нападения на приезжих стали обыденностью. В результате репутация Воронежа как студенческого города пострадала – студенты-иностранцы из стран Ближнего Востока и Африки ехали сюда с опаской.

В 2010 году воспоминания о тех событиях ещё были свежи в памяти воронежцев. Нацпалата была создана в том числе и для того, чтобы не допустить новых конфликтов на межнациональной почве.

Кстати, в других регионах России подобных структур не существовало – мы были первыми в стране. Впоследствии мы делились с другими регионами своим опытом, наработками.

– Сейчас такие организации есть в каждом регионе России?

– Практически, да. Самое главное – у каждой нацпалаты есть своё помещение. Кроме того, нацпалаты в других регионах получают финансирование из областного бюджета. Однако в Воронежской области мы существуем на общественных началах.

– Сколько национальностей сейчас насчитывается в Воронежской области и сколько – в Национальной палате?

– В Воронежской области проживают представители около 178 национальностей. В Нацпалате представлены 16 национальных общин. Среди самых активных – армянская, азербайджанская, дагестанская, еврейская, арабская, чеченская.

Двери палаты открыты. Чтобы стать членом структуры, представителю той или иной общины нужно быть активным человеком, рупором общественных интересов и интересов своей национальной общины. Кроме того, члены Нацпалаты должны иметь российское гражданство и постоянно проживать на территории Воронежской области.

– Как Вы относитесь к утверждению, что Нацпалата работает только в интересах так называемых диаспор, а русских в ней нет?

– Оно в корне неверно. Первоначально Нацпалата, действительно, состояла из представителей национальных общин. Но каждый из предложенных кандидатов был серьёзно проверен правоохранительными органами и находится под серьёзным общественным контролем. В Нацпалате исключена возможность продвигать личные интересы – например, свой бизнес.

В состав организации входит довольно много известных русских воронежцев. Среди них – почётный гражданин Воронежской области Анатолий Никифоров, руководитель воронежского Дома дружбы Владимир Иванов, референт Губернатора Александр Тимашов. Среди экспертов Нацпалаты – доцент, кандидат политических наук Виктория Черникова, заслуженная артистка России Татьяна Шешина и доцент, кандидат технических наук Наталья Зацепилина. Членами Нацпалаты были два великих человека, которые, к сожалению, ушли из жизни. Это доктор технических наук, профессор, бывший ректор Воронежского архитектурно-строительного университета, почётный гражданин Воронежа Игорь Суровцев и Владимир Анищев – видный политический деятель, который в 1979–1985 годах был первым секретарём Воронежского горкома КПСС.

Члены Нацпалаты всегда были первыми в рамках сбора гуманитарной помощи, оказания содействия проведению мероприятий самого широкого формата, мер поддержки социально незащищенным категориям населения.

Вопросы межнационального согласия относятся ко всем нам, воронежцам: межнациональный мир, межнациональное согласие – одни из показателей оценки деятельности органов публичной власти. Если показатели в этой сфере плохие, регион имеет очень низкий инвестиционный рейтинг. Но к Воронежу это сейчас не относится.

– С момента создания Нацпалаты прошло уже 12 лет. Какие итоги её работы Вы бы отметили?

– Один из главных результатов – в том, что в регионе между представителями разных национальностей сложились доброжелательные отношения. Разобщённые между собой общины объединились на единой коммуникативной площадке. Второй важный результат – в том, что благодаря Нацпалате представители каждой общины могут задать волнующие их вопросы представителям власти напрямую. Вопросы, которые не решались много лет, начали решаться быстрее.

Нацпалата занимается и бытовыми проблемами. Например, мы работаем над социальной и культурной адаптацией мигрантов. Но здесь нужно усилить участие государства и муниципалитетов – одними силами общин ситуацию не переломишь. Нужно открывать центры, где мигрантов можно будет обучать русскому языку и основам истории России, проводить на базе этих учреждений мероприятия.

Визитной карточкой Нацпалаты стал фестиваль "Воронеж многонациональный", задача которого – сплотить Россию, многонациональную, красивую страну. Показать культуру каждой национальной общины, проживающей в ней.

На базе спортивного комплекса «Согдиана» мы каждый год проводим для детей бесплатную новогоднюю интернациональную ёлку, дарим им подарки. Проводим праздники улицы и праздники двора, где угощаем людей пловом. Традиционными для нас стали спортивные мероприятия – например, соревнования по нардам и спартакиада – большой фестиваль спорта. Эти соревнования сплачивают, объединяют представителей разных национальностей. В последней спартакиаде по футболу, например, участвовало 11 общин, в финал вышли армяне и азербайджанцы. После награждения они обнялись.

В этом году на сцене Зеленого театра в Центральном парке мы запустили дни национальных культур. Так, в июле совместно с Областным центром народного творчества и кино прошёл День белорусской культуры. Следующие праздники национальных культур мы проведём осенью.

Кроме того, мы участвуем в памятных мероприятиях, связанных с Великой Отечественной войной. В минувшую субботу вместе с киргизской делегацией мы ездили в Лискинский район, где возложили цветы к мемориалу Героя Советского Союза Чолпонбая Тулебердиева. Огромную работу в подготовке мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения Чолпонбая Тулебердиева и 80-летию его подвига, провела киргизская диаспора «Мурас» и её председатель Калыбек Назарбаев, а также консул Киргизии в Воронежской области Талантбек Намазбеков.

– С начала спецоперации Нацпалата активно включилась в помощь эвакуированным жителям Донбасса. Например, на базе Вашего спортивного комплекса и гостиницы «Согдиана» сейчас живут граждане Донецкой и Луганской Народных Республик.

– Да, мы были одними из первых, кто включился в эту работу. На базе гостиницы «Согдиана» сейчас живёт 85 человек – это взрослые и дети из Донбасса. Мы делаем всё возможное, чтобы людям было комфортно. Армянская община во главе с Камо Чобанян тоже предоставила эвакуированным людям гостиницу для проживания.

Гуманитарную помощь для жителей Донбасса оказывали представители немецкой, еврейской, армянской, арабской, афганской, азербайджанской общин. Участвовала в гуманитарной помощи и община турок-месхетинцев, вьетнамская, дагестанская, осетинская, чеченская и многие другие общины.

Мы не только предоставляем людям кров, но и организовываем их досуг. Например, привозили в «Согдиану» молодёжный симфонический оркестр, организовывали для них в Воронеже гастроли ансамбля «Лезгинка» из Дагестана и хора имени Пятницкого.

Сейчас Нацпалата проводит большую работу с эвакуированными людьми из зоны проведения спецоперации, собирает гуманитарную помощь для жителей освобожденных территорий.

– Один из результатов деятельности Нацпалаты в межнациональном секторе – дома дружбы. Для чего они нужны?

– Дома дружбы начали появляться в 2014 году. Первый Дом дружбы в регионе был открыт в Боброве в 2019 году. Воронежский Дом дружбы стал седьмым по счету. Сейчас дома дружбы работают при муниципальных учреждениях культуры – домах культуры или культурно-досуговых центрах. Курирует их работу Областной центр народного творчества и кино.

Людям, в том числе представителям различных национальных общин, нужно где-то пообщаться между собой. Когда я был в Америке, мне очень понравилось, что у них есть заведения, где собираются русскоязычные пенсионеры. Им хочется поговорить на русском языке. Они не чувствуют себя обделёнными. То же самое – с домами дружбы. Люди приходят туда, чтобы поговорить на своем языке, вспомнить свой родной город или родной арык.

Кроме того, дома дружбы помогают сохранять русскую национальную культуру и популяризировать народные промыслы.

– Какие планы у Нацпалаты на будущее?

– Основная наша задача – идти в молодежь, в студенчество. В последние годы мы активно создаём систему интернациональной дружбы при вузах. Это своеобразные филиалы молодёжного совета при Нацпалате. В каждом вузе учится очень много иностранцев. Многие из них не знают русского языка, им тяжело. Наша задача – помочь им социализироваться и изучать русский язык.

Кроме того, мы будем продолжать работать в направлении социальной и культурной адаптации мигрантов и вынужденных переселенцев.

Алина Белая

Фото Евгении Емельяновой и архив Нацпалаты