Развитие академической мобильности долгие годы являлось одним из ведущих направлений международной деятельности Воронежского государственного университета. Первые обмены преподавателями и студентами состоялись ещё в 1966 году. В настоящее время университет осуществляет межвузовские контакты в рамках 80 действующих прямых договоров и соглашений об академическом, научном сотрудничестве и обмене студентами с вузами Европы, Азии, стран СНГ и Ближнего Востока.
В прошлом году на факультете романо-германской филологии ВГУ открылся набор на программу магистратуры «Иностранные языки в российско-китайском взаимодействии». Инициатором выступила кафедра перевода и профессиональной коммуникации. Открытие новой магистратуры было обусловлено идеей активного развития «восточного вектора» академической мобильности студентов.
В январе 2024 года в Поднебесную отправилась первая группа воронежских магистрантов. Один из них, Илья Шамраев, поделился своими впечатлениями от поездки.
Китайский характер и культура
– В первую очередь, конечно, интересны люди, ведь разницу между культурами делают именно они. На данный момент на основе личного опыта общения я отметил в китайцах несколько характерных черт. Первое – они очень гостеприимны. Любят делать подарки, а известное правило «приглашающий платит» здесь работает практически безотказно. Второе – это, пожалуй, серьёзное отношение к учёбе, работе, смотря, чем человек занимается. Помимо работоспособности, это проявляется в дисциплинированности. Если у человека есть какие-то важные дела по работе, то он не позволит себе отвлекаться на что-либо другое. И, что важно, его обязательно поймут. В России мне порой бывает трудно убедить друзей, что на этот раз я, скажем, не могу полночи провести на вечеринке, потому что работаю над каким-нибудь проектом. А с китайцами таких проблем не возникает, они отлично понимают, что делу время, а потехе - час.
Ещё отмечу отношение к деньгам: китайцы не транжиры, но и не прижимисты. Например, для них не проблема вместо общественного транспорта проехаться на такси, если это сэкономит им время, потому что время (неважно, с удовольствием они его тратят, или с пользой, или совмещают приятное с полезным) они ценят больше денег.
Из бытовых привычек особенно примечательна культура еды. Во-первых, они могут спокойно есть сладкое с основной пищей. Для носителя русскоязычной культуры это может быть вкусно, а может и нет, смотря какое сочетание. Во-вторых, китайцы много общаются за едой. Молчание за столом – всё равно, что неловкое молчание в диалоге. У них даже есть отдельная форма совместного приёма пищи, «хо-го», с обязательно сопровождающейся беседой за столом.
Выглядит это так: гости собираются за стол, на котором стоит гигантская кастрюля, «работающая» по принципу самовара. Она медленно кипит на протяжении всей трапезы, а участники застолья опускают туда сырые кусочки пищи, варят, достают и выкладывают себе на тарелку, съедают. Затем цикл повторяется. В перерывах, пока варится пища, гости общаются. К этому мне оказалось трудно привыкнуть, так как за разговорами можно вкуса еды и не заметить. Тем не менее, это часть их культуры, поэтому я так или иначе вливаюсь в общение, когда ем в компании.
Россия глазами китайцев
– То, как воспринимают в Китае Россию, меня слегка удивило. Оказывается, здесь довольно широко распространены те самые схематичные стереотипы, которые мы часто приписываем, например, американцам. Во-первых, «Россия – это где-то...», не совсем понятно, где. Правда, многие все-таки знают, что наша страна где-то на севере от КНР. Во-вторых, там, конечно же, холодно, из чего логично следует, что русские холода наверняка не боятся. Животный мир, само собой, ассоциируется с медведями. Впрочем, я не слышал, чтобы кто-то говорил, что они у нас гуляют прямо по улицам. Продукты ассоциируются с водкой, салом и борщом. У меня один 25-летний паренёк выяснял, насколько всё же часто мы употребляем эти продукты и на постоянной ли основе.
В отношении политики ассоциации напрямую связаны с происходящими событиями на Украине, ролью России в мире, Президентом РФ Владимиром Путиным и сотрудничеством России с Китаем.
Посмотреть на свою же страну в отражении другой культуры всегда интересно и необычно. Конечно, есть и китайцы, которые знают Россию лучше других. Ближе к концу мая я познакомился с девятнадцатилетним студентом-уйгуром. Он изучает биологию, но также знает многое из других областей. Мой новый знакомый оказался хорошо осведомлен о России – и о географии, и о населении, и о культуре. В нашем разговоре, например, он назвал несколько знакомых ему российских учёных и деятелей искусства. Ещё он знает, что в России живёт более ста народов, известно ему и то, какими природными ресурсами богата наша страна. Так что знания китайцев о России бывают очень разнообразны, чем и интересны!
В последние несколько лет расширяется география программ мобильности на территории стран СНГ. Так в прошедшем учебном году студенты ВГУ впервые отправились на обучение в вузы Казахстана. Сравнительно недавно студенты Воронежского государственного университета открыли для себя Турцию как страну, где можно не только прекрасно отдыхать, но и получать дополнительные знания в рамках своих программ обучения.
Год назад появилась программа обмена с университетом Сюянь в Гонконге. В этом китайском вузе преподавание ведётся на английском языке, что существенно расширяет возможности обмена. Студенты ВГУ изучали в Гонконге иностранные языки, особенности межкультурного общения и бизнес коммуникации, основы издательского дела и графического дизайна, международный менеджмент и международное право, информационные технологии.
Ирина Голик
Фото пресс-службы ВГУ