Фестиваль «Воронеж фольклорный», прошедший неделю назад в столице Черноземья, по традиции повысил интерес к национальной культуре, в том числе и к одежде, которую носили наши предки. Многие гости в «Алых парусах» задавались вопросом, почему одни артисты на сцене были одеты так, а другие иначе? Об особенностях русского национального костюма рассказала заведующая лабораторией региональной лингвистики, фольклора и этнографии Борисоглебского филиала ВГУ Валентина Филатова.
- В начале прошлого века женщины носили кофты и юбки, а девушки - рубахи и сарафаны. По величине клеток на одежде могли определить, из богатой ли семьи женщина, а по прическе узнавали, замужем ли она. Мужчины надевали портки, а голову прикрывали картузом. Детей, независимо от пола, наряжали в длинные рубахи, - говорит лингвист.
Секреты понёвы
Традиционный девичий наряд состоял из длинной рубахи и сарафана. Девушки не носили юбок — это была привилегия замужних дам. Женщины надевали так называемый комплект — кофту и юбку.
— Юбка называлась понёвой, — рассказала Валентина Филатова. — Она представляла собой обработанный по краям прямоугольный кусок ткани, который плотно обёртывали вокруг талии, закрепляя его поясом.
Позже появилась глухая понёва — знакомая нам сшитая по краям юбка. Она была пышной, а более поздние варианты делали ещё пышнее. Под верхнюю юбку обязательно надевали нижнюю, часто не одну. Это делали не столько для красоты, сколько для спасения от холода, так как в то время не было белья и колготок, а брюки женщины не носили.
Цвет ткани, или как в диалекте говорили, «земля», мог быть разным. Но всё же традиционно использовали чёрный, а по нему — расписные клетки — красные, зелёные или коричневые.
— По величине клеток можно было определить, из какой семьи женщина, — говорит лингвист. — Если клетка крупная — значит, дама богатая, если мелкая, то бедная.
Бусы от сглаза и платок по-хохлячьи
В русских нарядах украшений было немного, но все они имели сакральное значение — служили оберегами. Женщины носили бусы и монисто, или, как у нас их ещё называли, «намысто». Они как бы защищали человека от злых духов.
Оберегом служил и орнамент на одежде. Кофты, юбки, рубахи и сарафаны расшивали различными узорами. Такая одежда была защитой не только для тела, но и для души.
Незамужние девушки могли ходить с непокрытой головой, а замужние обязательно носили платок. Сначала на голову повязывали нижний — белый, который прикрывал волосы и лоб, а затем - верхний.
— Его надевали таким образом, чтобы у него образовывался уголок, — отметила лингвист. — Он выглядел как птичий клюв. Зимой сверху надевали ещё полушалок и шаль, чтобы было теплее.
Тонкие платки завязывали узлом под подбородком, а большие и плотные закалывали булавкой. Помимо этого, в нашем регионе существовал ещё один способ — когда головной убор завязывали не под подбородком, а на затылке. В народе говорили — «носить платок по-хохлячьи». Это было удобно, когда женщины, например, работали в поле.
Ведьмы и русалки
Предшественниками платков были кички, кики, или сороки. Это древнерусский головной убор «с рогами». В нашем регионе он сохранялся вплоть до начала Великой Отечественной войны. Без кички женщина не могла выйти даже выгнать корову в стадо. При этом, чтобы надеть такой предмет гардероба, требовалось не менее получаса, так как он был достаточно сложным.
Позже, в тяжёлое военное и послевоенное время, кички уступили своё место обычным платкам. Некоторое время их носили на манер кички — прикладывали широкой стороной к затылку, впереди завязывали, а кончик сворачивали в виде гребня.
По русским традициям представительницы слабого пола не стригли волос вообще. Единственной прической у девушки была коса. В качестве украшения можно было надеть венок.
— А ещё прическу украшали лентами, но это могла сделать только девушка, которую сосватали, — объясняет Валентина Филатова. — Это было своеобразным знаком для окружающих. Если вдруг девушка выходила на люди с распущенными волосами, её называли русалкой или ведьмой.
Традиции запрещали распускать волосы и замужним женщинам, которые строго-настрого должны были прятать их под платком. Даже расчесываться дома нужно было в уединении, чтобы никто не видел.
Замужние женщины носили две косы, которые либо оплетали в виде веночка вокруг головы, либо сооружали из них так называемую «дулю».
Толчёный мел и столовая свёкла
Макияж в русской культуре не приветствовался. Замужние женщины не красились, а девушки могли прихорашиваться, используя подручные средства.
От долгой работы на ветру и солнце кожа лица зачастую обветривалась и сильно загорала. Девушки осветляли её, припудривая растолченным мелом. А вот щёки модницы румянили столовой свёклой и подводили брови углём. Впрочем, такой макияж был скорее исключением из общих строгих правил.
Зато мужиков такие мелкие проблемы не волновали. Они носили картузы, рубахи и портки. Последние обычно заправляли в сапоги.
— Как правило, у мужчин они были из кожи, — говорит Валентина Филатова. — Мой дед и дядя были сапожниками. Они шили повседневные сапоги из свиной кожи, которые стоили не очень дорого и были востребованы жителями села. А вот хромовые сапоги надевали в праздники. И они свидетельствовали о состоятельности владельца.
С детьми наши предки и вовсе не заморачивались. Независимо от пола, их наряжали в длинные рубахи. По улицам детвора бегала преимущественно босяком.
Всю одежду в сёлах шили вручную из льняной и конопляной ткани, которую потом красили натуральными красителями.
Елена Шергелюк
фото автора и из архива лаборатории региональной лингвистики Борисоглебского филиала ВГУ