Что может быть общего между кукушкой, датой 6 мая и яичницей? А вот жители Русской Буйловки из Павловского района точно знают, поскольку сотни лет берегут красивую славянскую традицию для будущих поколений. В зрелищном и старинном обряде участвует местная ребятня из фольклорного ансамбля «Кукушечка» под руководством Натальи Лобынцевой.
Как утверждают буйловцы, праздник и обряд «Вождение Кукушки» относится к календарным обходным ритуалам. Проводится строго на «Ягория» (по-местному). Егорий Вешний (Юрьев день) с незапамятных времен был в народном календаре славян и приходился на 23 апреля по старому стилю или на 6 мая, как теперь. Название происходит от имени святого Григория Победоносца, который в народной традиции обычно назывался Егорием или Юрием. В этот день у русских на большинстве территорий проводили обряд первого выгона скота, купались в «егорьевской росе», собирали лечебные травы, устраивали ритуальные трапезы, совершали аграрные обряды и жгли костры. По мнению Владимира Даля, «Юрий — праздник пастухов: их одаривают и кормят в поле мирскою яичницей. На Егория пастуха окачивают водой, чтобы всё лето не дремал». А вот у южных славян Гергиев день – основной календарный рубеж первой половины года. Наряду с Дмитриевым днем, он делит год на два полугодия. Соответственно, «дмитровское» и «юрьевское».
— По воспоминаниям пожилых местных жителей, раньше в обряде участвовали подростки, молодые девушки и парни. По местным поверьям, кукушка наказана Богом за то, что, вопреки запрету, несла яйца на Благовещение. В наказание её обрекли класть яйца в чужие гнёзда, а один раз в год, на Егория, она должна была их собрать. Главный смысл шествия молодых селян как раз и заключался в том, чтобы зайти в каждый дом и набрать побольше яиц. Обряд в местной традиции отмечал переход от зимы к лету. Важное место в нём занимала совместная трапеза — жаренная яичница, символ возрождения жизни, — рассказала Наталья Лобынцева.
В прошлом веке обряд проходил несколько иначе. Обычно после обеда дети и молодёжь разными группами собирались на своих улицах. Парни приносили молодое срубленное деревце (чаще всего — клён), а девушки украшали его ленточками.
В каждой группе выбирали красивую девушку — кукушку. Она надевала самую нарядную одежду, затем её накрывали с головой большим шерстяным (астаметовым) или шёлковым (граничным) платком.
Шествие возглавлял кукон, муж кукушки, который нёс наряженное деревце впереди. Девушку-кукушку вели подружки, взявшись за края её платка. Шествие было громкое. Участники палками били по рубелю, косе, стучали ложками по дну ведер или крышками о кастрюли. Шум одновременно привлекал внимание жителей и отпугивал невидимую нечистую силу. До нашего времени сохранилась приуроченная к этому обряду хороводная: «Сады, сады зелёные мои, в саду цветики лазоревые». Кстати, в других местностях с кукушкой в главной роли существует несколько обрядовых ритуалов, очень похожих на тот, который сохранили в Русской Буйловке.
Ольга Колегаева
фото автора и из архива СДК