«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

От винта!

12 марта 2024
74
 От винта!

Путь легендарных летчиков, таких как Середин и Прохоров, начинался на взлётной полосе Борисоглебского аэроклуба. Именно сюда бежали перед работой и учёбой юноши и даже девушки, мечтающие о небе. Вот только история существования клуба была недолгой.

Слава о Борисоглебском авиаучилище, где обучался лётному мастерству Валерий Чкалов и воспитали тысячи военных лётчиков, известна на всю страну. А вот история Борисоглебского аэроклуба осталась в тени.

Но ведь именно здесь поставили на крыло шесть Героев Советского Союза: Владимира Середина, Алексея Прохорова, Константина Брехова, Николая Дунаева, Евгения Евсеева, Виктора Кумскова, а также Александру Полякову, повторившую бессмертный подвиг Гастелло в мае 1943 года.

Борисоглебский аэроклуб ОСОАВИАХИМа начал работать в 1937 году. Аббревиатура означает Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству. Название говорит само за себя. Это была одна из самых мощных общественных организаций того времени. Денег на учреждение государство не жалело.

Однако это была общественная организация, и потому обучали в клубе без отрыва от учёбы и производства. Тренировочные полёты на У-2 для мечтающих о небе борисоглебцев проходили с четырёх утра. А к восьми утра они отправлялись на заводы, комбинаты или в школу, как, например, лётчица Александра Полякова. Брали в аэроклуб ребят с 17 лет.

Полёты курсанты клуба тренировали на своём аэродроме, который, по воспоминаниям Евгения Николаева, находился за городом. С запада от него были лес и река, с севера и востока — поля, на юге — село, за ним в семи километрах — город. Под описание подходит территория между селами Чигорак и Богана.

Второй площадкой аэроклуба был учебный корпус. Он располагался в центре города — в здании нынешней детской школы искусств № 1, по адресу ул. Советская, д. 14. Там были шесть учебных классов, служебные помещения руководителей и специалистов аэроклуба. Во дворе — гараж, подсобные помещения. В здании проходили занятия. Курсанты изучали уставы Красной армии, теорию полёта, штурманское дело, матчасть самолета У-2. Были и наглядные пособия, к примеру, разрезные моторы М-11. Обучали ребят, в том числе, лётчики Борисоглебской авиашколы.

Кроме теории, были политическая и строевая подготовки. А ещё курсанты прыгали с парашютом с 37-метровой вышки, которую построили на стадионе авиаучилища. Сегодня это территория стадиона у Центрального Дворца культуры «Звёздный». В музее бывшего училища сохранилось фото вышки. Под ним — подпись: «11 мая 1936 года в эксплуатацию ввели лучшую в Союзе парашютную вышку». Сегодня от лучшей вышки не осталось и следа.

В 1942 году по постановлению Государственного комитета обороны аэроклубы начали закрывать. Работу Борисоглебского клуба тоже прекратили. Как знать, сколько бы ещё здесь подготовили первоклассных пилотов, если бы авиаклуб работал до сих пор.

Альбина Гусева

Фото - vk.com/novosti_borisoglebsk