«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Ни дня без творчества

10 ноября 2023
333
Ни дня без творчества

Жительница Борисоглебска Асмик Петросян работает в Детском Доме культуры «Радуга». Она ведёт два кружка — по вязанию и по декоративно-прикладному творчеству. Асмик Саргисовна вяжет с детства. За всю жизнь она создала сотни работ, а теперь решила передать накопленный опыт подрастающему поколению.

Экономист с художественным уклоном

По профессии Асмик Петросян — экономист. Она окончила торгово-экономический техникум в Ереване, но по специальности никогда не работала.

— Я получила диплом и практически сразу вышла замуж, — рассказала Асмик Саргисовна. — На семейном совете решили, что я буду заниматься домашним хозяйством. Потом родились дети — сын Арутюн, а через три года — дочь Ани.

Но Асмик с детства приучали к труду, поэтому ей сложно было сидеть без дела, и женщина увлеклась вязанием.

— Я научилась вязать будучи ещё дошкольницей, — вспоминает Асмик Петросян. — Гостила тогда у бабушки, а в посёлке в это время отключили свет. Бабушка зажгла свечу и занялась вязанием. Мне тоже дала в руки спицы и стала объяснять, какие бывают петли, какая пряжа. Так я начала вязать в полутьме, но мне это никак не мешало, наоборот, разыгрался интерес. Позже, когда я пошла в школу, на уроках труда нам, помимо вязания на спицах, показали, как можно это делать крючком. Занятие оказалось очень увлекательным.

Всем по подарку

За более чем 30 лет Асмик создала сотни работ. Сначала вязала для себя — в гардеробе регулярно появлялись обновки в виде новых свитеров, кардиганов и шалей. После рождения детей, начала одевать их — вязала пинетки, кофточки и штанишки.

— А особенно мне нравилось делать подарки друзьям и знакомым, — призналась Асмик Саргисовна. — Я вязала варежки, носки и приятные мелочи для дома, которые создают уют. Детям друзей часто дарила пледы, индивидуально подбирая цвета и надписи.

Новый виток творчества

Девять лет назад Асмик и её супруг Арсен Петросян вместе с детьми переехали из Еревана в Борисоглебск. На новом месте семейные традиции остались прежними — супруг был добытчиком, а Асмик — хранительницей очага.

— Сейчас дети выросли, сын — студент, ему — 20 лет, а дочери — 17, она учится в 11 классе, — рассказала мастерица. — У них появились свои интересы и увлечения, и мне стало скучно. Подруга предложила попробовать силы в преподавательской деятельности — учить детей тому, что я сама хорошо умею. Поначалу было волнительно, ведь это моя первая работа, но теперь я ничуть не жалею о принятом решении.

Асмик Саргисовна руководит сразу двумя кружками — «Волшебным клубком», где учит детей вязанию, и «Сувениром» — по изготовлению различных изделий декоративно-прикладного творчества. Занятия посещают около 20 ребят от семи до четырнадцати лет.

— Дети — такие непосредственные и открытые, с ними никогда не бывает скучно, — отметила Асмик. — Как-то одна из моих воспитанниц пришла на занятие с подругой. Одна девочка села за стол и принялась за работу, а подружка не знала, чем себя занять. Я ей предложила попробовать, на что она ответила: «Да вы что, я вообще ничего руками делать не умею. У меня точно ничего не получится». Я показала, подбодрила её и в итоге за пару занятий она освоила вязание крючком. Правда, самые простые навыки, но научилась. Тут главное — желание.

Секреты мастерства

Первое, чему Асмик Петросян учит своих воспитанников, — умению читать схемы для визуализации рисунка через определённые обозначения.

— Схема — это инструмент, который поможет понять, как вязать узор, — рассказала мастерица. — Без неё изделие не получится идеальным. Как-то моя ученица сказала: «Подумаешь, одну петельку лишнюю сделаю, потом же всё равно видно не будет». На самом деле — будет. Если хоть немного сместить рисунок, он пойдет вкривь. Имея большой опыт, я тоже ошибаюсь, но всегда распускаю и переделываю. Над одной из недавних работ я трудилась целый месяц: не раз приходилось корректировать, но в итоге получилась практически идеальная скатерть. Я соединила её в полотно из 60 квадратов.

Когда стало модным увлечение амигуруми — японским видом вязания игрушек, Асмик освоила и его. Теперь у мастерицы дома на полках и на работе красуются плюшевые набивные зверушки.

— Маленькую игрушку — примерно семисантиметровой длины — я могу связать буквально за час, — рассказала Асмик Петросян. — На более серьёзную работу придётся затратить несколько дней.

Идеи мастерица черпает в интернете, ищет в специальной литературе и придумывает сама.

— При этом я никогда не повторяю работу один в один за другими мастерицами, всегда вношу свои корректировки, — отметила Асмик Саргисовна.

Того же принципа мастерица придерживается и в декоративно-прикладном творчестве. Идеи создания новой работы появляются после обсуждения с учениками — ребята делятся своими мыслями, а педагог помогает их воплотить.

— У нас есть панно с цветами из мешковины, платье для бутылки в виде Деда Мороза, подсвечники из фужеров, — рассказала Асмик Саргисовна. — Мне нравится экспериментировать с материалами. Как-то я сделала ёлочки из макарон и покрыла их золотистой и серебристой краской. Друзья долго пытались понять, из чего же сделаны ёлочки. Несмотря на обилие игрушек и вязаных вещей, я считаю, что эти увлечения всегда будут актуальны, ведь такие вещи в магазине не купишь, они сделаны с душой.

Елена Шергелюк

Фото автора