«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Мелодия добра

17 апреля 2023
390
Мелодия добра

Татьяна – кореянка, Юрий – русский. Она по профессии дирижёр, он – первоклассный сварщик. В июле прошлого года супруги Шкуровы решились на серьёзный шаг — помочь детям, которые были эвакуированы в Россию из Донецкой Народной Республики. Все семеро — братья и сёстры, два мальчика и пять девочек. Самой младшей четыре года, самой старшей — почти 16 лет. Спросите, сколько теперь детей у приёмных родителей? Отвечаем — 21. Дружная семья объединила представителей шести национальностей – русских, украинцев, белорусов, азербайджанцев, литовцев и корейцев.

Татьяна и Юрий

Супруги Шкуровы перебрались в Ливенку Павловского района в 2004 году из Алма-Аты. Правда, сначала туда в 1996 году переехали родители Татьяны. Они корейцы по национальности, хотя и с русскими именами - Пётр и Фрида. До Ливенки жили в Караганде, но в 90-х там стало неспокойно. Захотелось стабильности и тишины, а российская глубинка в этом смысле оказалась вполне подходящим местом. Переселенцам так понравилась новая родина, что они стали её нахваливать детям. Те приехали посмотреть, а через год поселились рядом.

Бабушку Татьяны с маминой стороны звали Он-Тоне, а дедушку – Ген-Хей. Но так, как они жили в русскоязычной среде Казахстана, то детям дали уже русские имена. Родственники с папиной стороны поступили так же, но на одно поколение раньше. Жили они на Дальнем Востоке и все были Сашами – два дедушки Александра и две бабушки Шуры.

С 18 лет Татьяна стала волонтёром. Часто помогала в Карагандинском доме ребенка. Дети смотрели на взрослых такими жалобными глазами, что всех хотелось обнять и… забрать домой. Первую такую попытку Татьяна предприняла почти сразу, как оказалась в доме ребёнка, но ей, разумеется, отказали. Люди с жизненным опытом посоветовали девушке сначала получить образование, создать семью, а уже потом брать на себя ответственность за судьбы других.

Так все и вышло. В Алма-Ате в консерватории Татьяна получила профессию дирижёра, а потом познакомилась с русским парнем Юрием. В 23 года приняла таинство крещения. А вскоре молодые поженились и у них родился первенец. Татьяна еще до свадьбы говорила суженному о своем намерении в будущем стать приёмной мамой. Он не возражал, но и к разговору не возвращался долгих шесть лет. Все случилось уже в Ливенке в 2008 году, когда сыну исполнилось пять лет.

- Юра сам об этом заговорил, - вспоминает Татьяна. – Сказал, что сын уже подрос, мы твердо стоим на ногах и теперь у нас есть возможность помочь какому-нибудь малышу. Решили, что это будет девочка. Но, когда поехали в интернат, то вернулись с двумя – братом и сестрой. Ира и Серёжа нам так понравились, что муж махнул рукой: «Ну что же, будем многодетными».

Через год Татьяна отправилась в органы социальной опеки с отчётом. Там увидела документы на ребенка, перенесшего тяжелую операцию. Соцработники сокрушались: выходить его можно только в семье, да кто же возьмет на себя такую ношу? Татьяна не спала всю ночь, размышляла, как бы так сказать мужу, чтобы он все правильно понял. Оказалось, что сомневалась напрасно. Юрий супругу поддержал.

Так и стала многодетная семья Шкуровых прирастать ребятишками: литовкой Александрой, белорусом Русланом, азербайджанками Полиной, Дарьей и Миланой. К 2017 году у супругов было уже четырнадцать детей.

Терем-теремок

Рядом с домом Шкуровых школа и детский сад, вокруг много зелени. По мнению Татьяны и Юрия, расположение Ливенки очень хорошее. Это место «звучит», говорят они. Здесь тихая, размеренная жизнь. В двух шагах - лес. Чистые воздух и вода, а благодатная земля одаривает щедрыми урожаями.

— Витаминов у нас хватает на всех, — говорят приёмные родители.

И действительно - вы бы видели, сколько Шкуровы посадили деревьев и ягодников! Подрастают орешники. А ещё сбылась мечта Юрия: он заложил свой виноградник. Для того, чтобы расширить сад и в будущем иметь возможность строиться, супруги приобрели соседний участок. К каждой зиме выращивают свои овощи, делают заготовки, а в погребе - большие запасы картофеля.

До 2017 года у Шкуровых был собственный пруд, в который они запускали карпа, белого амура и толстолобика. Летом на берегу праздновали день рыбака с наваристой ухой и ароматным чаем. Ребята очень огорчились, когда водоем сначала обмелел, а затем и вовсе высох. Но праздники на берегу заменили другие семейные торжества. Их очень много, потому что здесь принято отмечать и национальные праздники домочадцев.

— Мы больше не планировали брать детей. Решили, что на том и остановимся, - рассказывает Татьяна. - Взрослые ребята выросли, а маленьких ещё поднимать. Однако вновь всё решил случай.

Прошлым летом были в Липецке на развивающем семинаре, куда приезжают такие же мамы, как Татьяна. С ними там занимаются разные специалисты, в том числе психологи. В последний день занятий руководитель курсов Татьяна Александровна Пронина говорит: «Таня, в курском интернате есть дети из Донецкой Народной Республики. Подумайте, может, вы их возьмёте?».

- Звоню мужу, рассказываю про детей, которые сиблинги, то есть из одной семьи. Разлучать их нельзя. Юра выдержал паузу и сказал: «Мы сможем этим детям помочь», - вспоминает Татьяна.

Семеро по лавкам

Шестерых детей забирали из Курска, а за младшей девочкой ездили в Ростов-на-Дону. Так получилось, что малышка воссоединилась с родными именно в Ливенке — старшие впервые увидели свою сестрёнку.

— Наших детей мы поставили перед фактом, - говорят супруги. – Просто сказали, что завтра к нам приедут семеро ребят. В это время семь из десяти наших «старичков» уезжали в летний оздоровительный лагерь. Перерыв дал возможность перевести дыхание и настроиться на новый ритм жизни. А момент, когда дети встретились на нашей уютной террасе, был незабываемым. Все смешались, гул стоял, как в улье.

В первые часы и дни пребывания в доме Шкуровых донецкие дети находились в эмоциональном перевозбуждении, всё изучали и часто повторяли с изумлением: «Это наш дом?». Татьяну практически сразу стали называть мамой, а Юрия — папой.

По словам родителей, дети из Донбасса очень необычные (даже по мнению «старичков»), артистичные, активные и хозяйственные. Держатся вместе. А ещё «шокают» и «гэкают» на украинский манер. Все думали, что они со временем переучатся. Но, похоже, вышло ровно наоборот.

Саша и Женя ходят в детсад, а Кристина, Каролина, Елизавета и Андрей — в разные классы местной школы. Старшая девочка Лидия – студентка отделения сестринского дела при ВГТУ. Новенькие оказались жаворонками, и особенно в первое время вставали в 4.30. Со словами «мы выспались» они спешили наслаждаться детством: бегать, играть — во дворе для ребятни созданы все условия.

В целом жизнь семьи кардинально изменилась. С появлением новых домочадцев возникла срочная необходимость благоустроить второй этаж, чтобы не тесниться на первом. Так называемый просторный чердак превратился в уютные апартаменты для нескольких девчонок с тремя спальнями, маленьким холлом для посиделок и гардеробной.

И, словно по волшебству, нынешней весной пересохший пруд Шкуровых вновь наполнился водой. В него уже запустили зеркальных карпов и белых амуров.

Обыкновенное чудо

Как Татьяна все успевает – остается загадкой. Она увлекается спортивной ходьбой, делает гимнастику, посещает семинары, сдает отчеты, а главное – занимается домашним хозяйством.

- Кулинария – моё увлечение. Мы можем приготовить практически всё, - рассказывает Татьяна. – В нашем меню блюда корейской, азербайджанской, узбекской, русской, украинской кухни. А еще - большое количество разнообразной выпечки. Обычно меню составляется на неделю вперед. Там расписываются по дням первые и вторые блюда, а также 2-3 вида чего-нибудь сладкого.

У Шкуровых даже есть семейная книга кулинарных рецептов. Туда же они записывают и собственные изобретения, рожденные на основе экспериментов с различными национальными кухнями.

Но больше всего, конечно, дети любят праздники, когда накрывается особенный стол. Чего там только нет! Этой весной, например, с нетерпением ждали Пасху. Потому что «старички» рассказали новичкам о вкусных куличах, которые печет мама. Между прочим, и раньше-то приходилось выпекать их более сотни штук. А теперь семья стала на много больше.

Глава семьи находит силы и вдохновение в природе, в труде, в работе с землёй. По словам Татьяны, её супруг человек целостный, уравновешенный и патриотичный. Юрий любит жизнь, семью, страну, землю, необычайно трудолюбив. И всё трудолюбие, что есть в детях Шкуровых, это точно от него.

Вместе супруги обговаривают планы, решают проблемы. И как символично, что она, дирижёр по профессии, выпускница консерватории, а он, первоклассный сварщик, создали такой потрясающий семейный проект, где у каждого свой голос и свой тембр. Юрий даже шутит про это по-доброму: «Таня грамотно руководит коллективом и создаёт мелодию добра, а я скрепляю нашу надежную конструкцию». И все это для того, чтобы дети знали: настоящая семья там, где ты нужен, где тебя ждут, куда можно возвращаться в любое время дня и ночи.

Ольга Колегаева

Евгений Белозеров

Фото Ольги Колегаевой и из архива семьи Шкуровых