В село Скляево Рамонского района Раиса и Василий Виеру приехали больше 17 лет назад. В Молдавии, где они жили до этого, было туго с работой, а значит и с заработками. Однажды соседка рассказала супругам, что её знакомый из России ищет на предприятие рабочие руки. Виеру решили попробовать. Ехали на пару месяцев, но остались на всю жизнь.
Из Молдавии - в Черноземье
— С 2006 года мы с мужем трудимся в Рамонском районе, я — дояркой, он — трактористом. Начинали работать ещё в колхозе «Светлые зори», который позже стал закрытым акционерным обществом, сохранив название, — рассказала Раиса.
В Скляево супруги оказались благодаря руководителю этого предприятия Николаю Сомову. Как говорится, случайности - неслучайны, и пара месяцев, которые первоначально были в планах, быстро превратились в пару лет, а потом ещё и ещё. Так и осталась чета Виеру в наших краях. То, что они родились в солнечной Молдавии, выдаёт лишь необычная для здешних мест фамилия, да небольшой акцент.
За то время, которое супруги живут в Скляево, на местной ферме под чутким руководством Раисы Николаевны родилась не одна тысяча телят.
— Конечно, это очень тяжёлый труд. Практически всё время я здесь. С перерывами, но всё же. Утром, в шесть часов, нужно коровок подоить, потом телят покормить. Также в обед, в 12 часов, и вечером. Трёхразовое питание и дойка тоже. А если кто из подопечных начнёт телиться? Это же помочь нужно, принять, — говорит доярка. — Сейчас холодно, и если летом малышей сразу отводят в маленькие отдельные стойла, то сейчас мы сначала помещаем их в специальную отапливаемую комнатку, где они высыхают.
Вместе с Раисой Виеру идём в помещение, где нас встречает маленький телёнок.
— Этой пятнистой девочке — всего несколько часов, вы чуть-чуть не застали её появление на свет, — сказала Раиса.
Телёнок уверенно стоял на ногах и хлопал пушистыми белыми ресницами. А в стойлах ждали кормления ещё 14 маленьких подопечных.
Люби своё дело
Уткнувшись большим мягким лбом в ладонь Раисы Виеру, телёнок настойчиво требовал молока. Она, улыбаясь и глядя в большие бездонные глаза малыша, дала ему специальную бутылочку. Телёнок с белой биркой на ухе не растерялся, приступил к трапезе, радостно причмокивая.
— Первые два дня кормим каждого малыша молоком конкретно его мамы. Это нужно для формирования у них иммунитета. Потом уже даём гранулированный корм и любое молоко или воду, — рассказывает Раиса, продолжая кормление. — Под белыми бирочками у нас бычки, а под жёлтыми — тёлочки. Вот этому красавцу сегодня один день. Тут у нас, можно сказать, родильный блок: слева стойла деток, справа — мам.
Раиса Николаевна ласково потрепала мохнатый лоб бычка. В каждом её действии и слове, в каждом взгляде читалась невероятная любовь к этим чудесным созданиям.
— Животные очень хорошо чувствуют, когда к ним по-доброму относишься, и отвечают тем же. Охотнее идут на контакт, слушаются. Порой ощущение складывается, что каждое слово они понимают, — отметила доярка.
Через нескольких дней телят переводят в другой корпус, но даже за этот короткий временной промежуток Раиса Николаевна успевает к ним привыкнуть.
По стопам матери
Любовь к животным у Раисы Виеру с рождения. Цепкая детская память чётко вобрала в себя предрассветные хлопоты родителей по дому, их ранний уход на ферму, натруженные руки и такой родной, домашний запах молока.
— По-другому и быть не могло: семья работящая, мама тоже дояркой работала на ферме, да и дома хозяйство держали, — вспоминает Раиса Николаевна. — После школы всё время бегала к маме, хотела помочь, подоить или ещё что-то. Она не разрешала, настаивала, чтобы я училась, а в дальнейшем закончила техникум или институт. Окончив 8 классов, я подала документы на поступление в техникум, но забрала их практически сразу. Не видела себя никем, кроме доярки.
Сегодня, спустя много лет после первой в жизни дойки и первого родившегося на её глазах телёнка, можно с уверенностью говорить о призвании Раисы Виеру. Большая удача в том, что российская глубинка не только позволила это призвание реализовать, но и обеспечила достойный уровень жизни. Работящей семьёй из Молдавии в «Светлых зорях» дорожат, а Виеру рады, что обрели новую родину.
— Раньше думала, что призвание — это когда тебя тянет стать учителем, агрономом или врачом. А профессия доярки вроде бы слишком будничная для мечты. Но теперь убеждена, что любой труд может оказаться любимым и почётным. Когда он является таковым, то всё в руках горит, ладится и получается!
Ирина Бухонова
Фото автора