14 августа 2023 года Воронежский Дом дружбы и региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Ассамблея народов России" провели встречу "Чайные традиции народов мира", посвящённую Дню коренных и малочисленных народов. Её участники в Чайном доме "Шу и Шэн" узнали много интересного об истории и культуре употребления этого напитка, попробовали свои силы в его приготовлении, а также насладились разными сортами в ходе дегустации.
Основатель и владелец Чайного дома Сергей Никишин оказался не только знатоком своего дела, но и талантливым рассказчиком. Практически полтора часа он держал внимание аудитории, рассказывая о чае.
Например, гости с удивлением узнали, что впервые этот напиток в России появился ещё во времена Михаила Романова. А первое знакомство состоялось благодаря походу Ермака Тимофеевича в Сибирь. Там жили степняки, которые уже баловались чайком, видимо, попавшим к ним из Китая.
Первоначально в России напиток заваривали в керамической посуде с крышкой, больше похожей на молочник. И только при Алексее Михайловиче Романове в богатых боярских домах стали появляться первые чайники.
Белый, изумрудный, зелёный, красный и чёрный чай получают из листьев одного и того же растения – камелии китайской. А различие зависит от степени ферментации или окисления чайного листа. У белого оно совсем незначительное – всего около 3 процентов. Самая высокая степень ферментации – у чёрного чая.
Камелия китайская очень любит влажный климат. При этом корни её не должны быть переувлажнены. Именно этим объясняется, почему чайные кусты, как правило, выращивают на крутых склонах - так излишки влаги стекают из-под них вниз.
Бодрящий эффект напитку придает содержащийся в его листьях теин. Он сходен с кофеином, но на много мягче и безопаснее для здоровья.
Первоначально чай использовался в качестве лекарственного средства. Его употребление в качестве напитка широко распространилось во время китайской династии Тан.
Самому старому из когда-либо обнаруженных чайных листьев около 2100 лет. Он был обнаружен археологами во время раскопок мавзолея Хан Ян Лин.
У каждого народа нашей планеты сложились свои предпочтения в приготовлении чая. Они во многом определяются климатическими особенностями того или иного региона, темпераментом людей и национальной культурой.
Японцы, например, предпочитают в ходе чайной церемонии медитировать. Они способны долго смотреть на закипающую воду, заваривая чай, измельчённый до состояния порошка. На выходе они, по сути, получают то, что у нас назвали бы «чефирь». Поэтому их чашечки очень маленькие. А вся чайная церемония происходит в гробовом молчании.
У китайцев она очень атмосферна за счёт использования различных аксессуаров, каждый из которых имеет своё название. Больше всего собравшихся впечатлил чайный стол «чабань» с фигуркой «биси». Это такая помесь дракона с черепахой, которая является одним из «девяти сыновей дракона» в китайской мифологии.
А вот калмыки любят пить чаи с добавлением молока и жира. Во многом эта традиция связана с тем, что в пустыне мало воды, но под рукой всегда есть продукция скотоводства. Такой чай не только утоляет жажду, но и великолепно согревает в лютые холода, которыми славятся степные ночи.
Кто-то пьёт чай из чашек, кто-то - из пиал. Одни предпочитают сахар есть вприкуску, другие – растворяя в напитке. Некоторые, вообще обходятся без сладкого и неплохо себя чувствуют. В чай в разных регионах и странах добавляют различные сиропы, мёд, соцветия некоторых растений.
И всё-таки главное в чае то, что он удивительным образом объединяет людей. В традициях многих народов мира использование чаепития для обстоятельного общения в кругу домочадцев или друзей. Примерно так, как это было в этот вечер в Чаном доме «Шу и Шэн». Кстати, «шу» по-китайски означает «зрелый», а «шэн» - «молодой».
Подводя итоги встречи, руководитель любительского объединения «Воронежский Дом дружбы» Владимир Иванов и советник отдела социально-политических проектов управления региональной политики Правительства Воронежской области Сергей Казаров обратили внимание участников на то, что сегодня в России проживает 47 этносов численностью менее 50 000 человек. Самые многочисленные из них — ненцы — 44 тысячи, самые малочисленные — кереки, их осталось всего четверо. В последние годы наблюдается рост численности малочисленных народов России. Почти в 2,5 раза выросло количество ороков (ульта), на 20–70% увеличилась численность ненцев, селькупов, хантов, юкагиров, негидальцев, тофаларов, ительменов. Наверное, все они тоже любят пить чай.
Евгений Белозеров
Фото автора