«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Реставрация легенды

22 сентября
320
Реставрация легенды

Сергей Прокопенко из села Великоархангельского Бутурлиновского района восстановил 48-летний мотоцикл Иж «Юпитер-3». Подарить вторую жизнь легендарной советской технике он решил, вдохновившись проектом одного видеоблогера. У того всё ловко получалось. «Не боги горшки обжигают», - думал Сергей. В итоге на восстановление мотоцикла у него ушло почти полтора года.

Год и три месяца

Вообще-то сам мотоцикл Сергей купил в Бутурлиновке ещё в 2014 году. До прошлого года легенда, можно сказать, стояла под забором. Пробег у неё был 39000 км. Сейчас на спидометре 41150 км.

Проект по восстановлению советского дорожного мотоцикла стартовал в апреле 2023 года, а завершился в июне 2024, спустя год и три месяца.

- В работе мне помогал друг и единомышленник Сергей Котолевский, - рассказал Сергей Прокопенко. – На первом этапе мы  до винтика разобрали мотоцикл. Сняли даже колёсные спицы, чтобы покрасить диски. Когда стали снимать двигатель с рамы, то были приятно удивлены, что техника 1976 года прекрасно сохранилась. Но ещё большее удивление вызвало, как технологично сделан крепёж двигателя. Он держался всего лишь на трёх болотах на 8, где гайки даже не контрагаелись.

Модель Иж «Юпитер» считалась одной из самых удачных, созданных коллективом конструкторского бюро Ижевского завода. «Юпитер» пользовался популярностью не только в Советском Союзе. Эти мотоциклы поставляли в Турцию и даже Великобританию.

– Кстати, это не просто «Юпитер-3», а модификация с боковым прицепом-коляской БП-1 — Юпитер-3К, - рассказал Сергей Прокопенко. - В 1976 году подобный мотоцикл стоил 1040 советских рублей, тогда как «одиночка» была на 300 рублей дешевле. Для сравнения: за чешскую Jawa-634 просили 950 рублей (с коляской — 1360 рублей), чуть дешевле оценивался CZ-472 — 850 рублей, а самый модный среди молодёжи Иж «Планета-Спорт» продавался ровно за 1000 рублей. Наиболее доступной 350-кубовой моделью в те времена была Планета-3: 650 рублей за «одиночку». Техника ценилась за надёжность: на мотоцикле можно было ездить не только по асфальтированным дорогам, но и по ухабистым грунтовым. «Юпитер» ценили сельские жители и любители отдыха на природе. Поэтому модель выпускалась с 1961 по 1981 год.

О ходе реставрации мотоцикла Сергей Прокопенко рассказывал на своей странице в соцсети.

- Я бы не решился на этот проект, не будь у меня верных товарищей, - рассказал Сергей. – Один из них – Дмитрий Левченко, мой наставник в мототеме, который «приводит в чувства» даже самые безнадёжные модели.

В самом начале реставрации казалось, чего там сложного - всё есть, всё целое. Разобрал, покрасил, собрал. Да не тут-то было: «Хммм, а куда запчасти подевались? Я же помню вот сюда их клал». И так почти с каждой деталью. Поэтому тем, у кого возникает желание отреставрировать свой мотоцикл, Сергей советует сто раз подумать и на всякий случай переспросить у своих возможностей: а по силам ли нам преодолеть этот путь.

Пятая планета

«Юпитер» пришёл на смену Иж «Планета» и отличался от предшественника количеством цилиндров двигателя. Мотоцикл оснащён двухцилиндровым рядным мотором воздушного охлаждения мощностью 25 лошадиных сил. Это больше, чем у «Явы-350» того периода, которая была оснащена двигателем в 23 лошадиные силы. В качестве топлива использовалась смесь бензина АИ-76 с маслом, ведь 350-кубовый двигатель здесь 2-тактный. Коробка передач — 4-ступенчатая.

- Название моделей Ижевского завода соответствовало духу эпохи освоения космоса, - рассказал Сергей Прокопенко. – С названием «Юпитер» связан один казус: на бензобак мотоцикла дизайнеры поместили эмблему со стилистическим изображением планеты с кольцами, в которой легко угадывался не столько Юпитер, сколько Сатурн. Это отличительная особенность первых моделей «Юпитера». У моего мотоцикла на боку расположен круглый шильдик с надписью «ИЖ». Кстати, шильдики пришлось заказывать новые – от времени на заводских облезла краска и они безнадёжно утратили первозданный вид.

Больше всего времени в процессе восстановления мотоцикла у Сергея ушло на то, чтобы найти оригинальные запчасти в хорошем состоянии.

- Когда не мог найти нужную деталь на торговых площадках в интернете, кидал клич в социальных сетях на своей странице, - рассказал Сергей Прокопенко. – «Ребята, ищу плафоны и задний фонарь. Нужно четыре стекла указателей поворота. Может, у кого в гараже валяется без дела?». И мне помогали. Но больше всего времени я потратил на реставрацию сиденья – аккуратно распорол старую обшивку, сделал по ней лекала и сам сшил новый чехол из кожзама. Для меня необычным и самым привлекательным в этом сиденье был белый кантик. Больше всего боялся, что он у меня не получится. Делал новую обшивку сам, на электрической швейной машинке. Своим результатом остался доволен.

Обновил Сергей Прокопенко и штатное освещение: передняя фара «Юпитера-3» слабо освещала дорогу, а в то время поставить другие, более мощные лампы, не позволяла мощность генератора. Сейчас же этот вопрос решили светодиодные лампы.

Первая поездка

Надёжная советская техника не подвела своего реставратора, и уже в начале мотосезона Сергей Прокопенко выехал на своём блестящем Иж «Юпитер-3». 5 июня 2024 года «МотоТаверна Воронеж» организовывала вечорку. Это был первый публичный выезд.

- Мотоциклу уже 48 лет и вторая жизнь ему дана неспроста, - рассказал Сергей. – Иж «Юпитер-3» - легендарный̆ мотоцикл СССР. Он был одним из самых популярных и стал настоящим символом эпохи. За этот сезон мой бирюзовый «Юпитер» собрал много «лайков», неизменно вызывая симпатии людей. Мужчины признавались, что для них этот мотоцикл был мечтой юности, благодарили меня за то, что я бережно отношусь к истории нашей страны и восстановил легенду.

Анна Левина

Фото из архива Сергея Прокопенко