Те, кто жил в деревне или приезжал туда в гости к бабушкам и дедушкам, замечали, что там были свои уникальные традиции по оформлению кроватей. Главная особенность - в расположении подушек, которые в прошлом веке хозяйки складывали горкой одну на другую. Нередко получалась целая башня, накрытая сверху тюлевой накидкой или легкой белой тканью с яркой вышивкой.
Нарядный элемент интерьера
В сельских домах кровать была самым нарядным элементом интерьера. У бабушки Ирины Шинкарёвой из села Белогорье Подгоренского района она стояла в большой комнате - в зале. Вначале на ней спали хозяева. Когда сын привёл в дом жену, то родители уступили кровать молодым, а сами стали спать в кухне.
- Это была кровать-полуторка с панцирной сеткой и металлическим изголовьем, - вспоминает Ирина Анатольевна. - Может, помните, были такие с блестящими никелированными шариками? Какая же это была чудесная кровать. Хромированные набалдашники, всякие фигурные перемычки.
Утром хозяева всегда заправляли кровать, в таком виде она стояла до самого вечера. Днём на неё не садились и не ложились.
- На сетке лежала воздушная перина. На ней спать было одно удовольствие. Зимой тепло. Ты в ней просто утопаешь. А для такого эффекта её надо было по утрам взбивать, - говорит жительница Белогорья. - Летом иногда её выносили во двор, чтобы просушить на солнце. После этого она становилась воздушной и лёгкой. И на ней никогда не было жарко, она обволакивала прохладой. На перине лежало ватное одеяло. У многих они были одинаковыми, поскольку делали их на нашем белогорьевском промкомбинате. Эти одеяла служили хозяевам долгие годы.
Под прямым углом
Кровать застилали жаккардовым покрывалом, в нашей местности его называли тканевым. У бабушки-рассказчицы оно было голубого цвета. Такие покрывала продавались в магазинах сельпо в каждом селе. Они отличались только цветом.
- У сестры моего дедушки между спинками кровати была натянута верёвка, чтобы на застеленной кровати покрывало лежало под прямым углом, - раскрывает секреты хозяек ХХ века Ирина Шинкарёва. - А вообще хозяйки руками приглаживали этот край, чтобы был он ровным и красивым.
Постельное бельё у всех было белое. На подушках наволочки с вышивкой ришелье. Для выразительности под выбитые дырочки вставлялись яркие куски ткани. В некоторых домах эти наволочки на ночь снимали, а спали на других, обычных.
- Конечно, в детстве мы воспринимали такой обычай как должное. Но у людей из города, не имеющих никакого представления о сельской жизни и порядках, горка из подушек всегда вызывала удивление, - говорит Ирина Шинкарёва. - Многие и сейчас считают это красивым и загадочным ритуалом. На деле же всё гораздо проще и прозаичнее. Дело в привычке, укоренившейся за много десятилетий. Во времена тотального дефицита и скромного достатка именно подушки символизировали достаток в доме и определённый социальный уровень семьи. Поэтому их выкладывали на самое видное место в доме, заботливо накрывали красивой тканевой накидкой, а на стену обязательно вешали ковёр.
Настроение на весь день
Подзоры - спускающиеся кружевные оборки с каймой - были в виде простыни, которую заправляли под одеяла и на ночь снимали. А ещё была специально подвешенная и украшенная полоса ткани. Она прикрывала всё, что могло находиться под кроватью. С осени туда складывали на хранение арбузы и тыквы, здесь же ставили ведро с яйцами. На боковинах кровати также висели белые занавески, благодаря которым скрывали всё, что могло лежать на постели.
Ежедневный ритуал застилания кровати задавал настроение всему дню. Она до позднего вечера стояла красивой и нарядной. Если в дом приходили посторонние и видели незастеленную постель, то считали, что в доме живёт ленивая хозяйка. Все сельские девочки знали это с детства.
- На стене у кровати висел коврик. Обычно в селе они были гобеленовые или разрисованные. А настоящие ковры появились позже, в конце 60-х годов. Помню, что на него не хватало средств и наши соседки-сёстры, купили один на двоих и разрезали его пополам, - продолжает Ирина Анатольевна. - У бабушки висел у кровати плюшевый коврик с оленями. Многие, наверное, помнят такие.
Фотогалереи на стенах
Фотографии сельские жители не прятали в альбомы, а вставляли в рамки и развешивали на стенах. Это были портреты хозяев, их детей и родителей. Обычно их увеличивали с небольших фотографий.
- Всех своих родных дети знали по фотографиям, любили их рассматривать, расспрашивали старших об изображенных родственниках, - говорит Ирина Анатольевна. - В кухне у бабушки кровать была проще. Покрывало на ней было пёстрое, сшитое из разноцветных кусочков ткани. Днём на кровати отдыхал дедушка, и нам, ребятишкам, позволялось тоже на ней полежать. Как же мы любили разглядывать лоскуты на этом покрывале, искать одинаковые.
У сегодняшних бабушек дома почти не сохранилось тех традиций, считает Ирина Шинкарёва.
- Побелённые стены заменили обои, коротенькие шторки на окнах убрали и закрылись от глаз посторонних богатыми портьерами. Исчезли на полу уютные половички, которые сменили синтетические ковры. Вместе с половичками и занавесочками ушла необыкновенная красота и уют сельского дома. Мы стали забывать своё прошлое. Хорошо, что остались музеи, где бережно хранят сокровища прежнего сельского быта.
Маргарита Демидова
Фото автора