Жительница хутора Большая Дмитровка Подгоренского района Елена Никитенко собирает и реставрирует советские новогодние игрушки. В её коллекции уже больше тысячи экземпляров. Увлечение это родом из детства. Новый год в семье Елены Алексеевны всегда был самым любимым семейным праздником как для детей, так и для взрослых.
Семейные традиции
– Мама шила для нас костюмы и готовила праздничный ужин, покупала несколько новых ёлочных игрушек, а мы с отцом наряжали ёлку, украшали комнату серпантином, самодельными бумажными гирляндами, фонариками, дождиком, – вспоминает Елена Никитенко. – В нашей семье была новогодняя традиция, над которой мы смеялись, но обязательно ей следовали. Во время празднования дети всегда разбивали хотя бы одну из игрушек из тех, которые висели на ёлке. А сейчас, если судить по моему увлечению, я должна склеить или восстановить новогодние украшения, которые разбила не только я, но и все мои домочадцы.
Вернулась в детство
Около 10 лет назад Елена Никитенко решила перед праздником сделать выставку старых новогодних игрушек и обратилась к своему племяннику.
– У него на чердаке хранилась коробка со стеклянными, ватными и картонажными фигурками и ёлочными шарами из моего детства, – говорит Елена Алексеевна. – Игрушки были не в очень хорошем состоянии. Какие-то разбиты, у некоторых не хватало кусочка, а яркая жёлтая стеклянная кукуруза потерялась. Но я решила, что заберу их все и попробую привести в порядок. Со временем среди игрушек, которые я собирала для реставрации, нашлась и та самая кукуруза, чему я была очень рада.
Вот с этих ёлочных украшений из детства и началось её увлечение.
Искала в интернете
Как восстанавливать новогодние игрушки, героиня публикации поначалу не знала. Нужную информацию она стала искать в интернете.
– Я нашла множество советов о том, как вернуть первоначальный вид стеклянным шарам, а также ватным и каркасным фигуркам. Мне казалось, что это сложная работа и требуются какие-то дорогостоящие материалы, но всё, что нужно для реставрации, есть в любом магазине и по доступным ценам, – говорит мастерица. – Самыми простыми для работы оказались стеклянные ёлочные шары, затем к ним добавились прессопилки и вата, которая сейчас стала моим любимым материалом для работы. А ведь в самом начале я думала, что она недолговечная. На самом деле это прекрасный пластичный материал, а в сочетании с клеем при определённой обработке и соблюдении условий хранения фигурки из ваты будут радовать своих владельцев долгие годы.
Со временем мастерица, что называется «набила руку». Начала покупать на разных сайтах новогодние игрушки в потрёпанном состоянии.
– Мне нравится, что в старых советских игрушках не такие яркие цвета, нет лишнего праздничного блеска, как в новых. Они тёплые, добрые, душевные. Хотя, возможно, это ещё и ностальгия о том счастливом времени, которое называется детство, – отмечает Елена Никитенко.
Игрушки уже негде хранить
В семье Елены Алексеевны спокойно относятся к её занятию, хотя хранить игрушки в доме уже негде, а на покупку новогодней атрибутики из семейного бюджета уходят немалые средства.
– Муж не возражает, что я трачу часть денег на своё увлечение. Правда, иногда ворчит, что у моих коробок с игрушками непрезентабельный вид и они занимают много места, но на праздники дарит то, что мне может пригодиться для реставрации, – говорит Елена Никитенко. – Младшая дочь и внук шутят, что теми игрушками, которые у нас есть, мы можем нарядить кремлёвскую ёлку, а старшая дочь разделила моё увлечение – теперь в нашей семье уже два коллекционера.
Всего у мастерицы более тысячи разных новогодних игрушек. Только одних Дедов Морозов и Снегурочек сейчас более двух десятков. Среди них есть одна пара из резины – эти игрушки ей достались от родителей.
– Все остальные попали ко мне разными путями. Одни купила, другие – подарили, но все они нуждались в реставрации. Игрушки я восстановила, и теперь они встречают Новый год вместе с моей семьей, – говорит Елена Алексеевна. – По их цветовой гамме можно определить место производства.
Воронежский Дед Мороз
Воронежский Дед Мороз был классического белого цвета с голубой или красной шапкой, поясом и вставками из ткани.
– Когда ко мне обращаются с просьбой восстановить такие игрушки, я соглашаюсь, но не всегда это реставрация, иногда просят изменить цвета или материал фигур. У меня был случай, когда шубу воронежского Деда Мороза попросили сделать синей. Я, конечно, всё сделала, как просили, но это уже переделка, а не реставрация, – говорит Елена Никитенко. – Во время работы у меня появляется ощущение праздника и того, что происходит маленькое чудо, ведь у игрушки появляется возможность остаться в семье владельца, а затем перейти по наследству его детям и внукам.
Каждая игрушка, по мнению мастерицы, несёт в себе кусочек истории, и считать её мусором не стоит.
– Если кому-то не нужны старые ёлочные украшения или игрушки, то я с удовольствием заберу их себе не только на реставрацию, но и навсегда, – говорит Елена Никитенко.
Героиня публикации мечтает сделать своих Деда Мороза и Снегурочку, но не так, как их штампуют сейчас, а старым классическим способом – с деревянным каркасом и ватой.
Наталья Тихопой
фото предоставлено Еленой Никитенко