Воронежский фольклорный ансамбль «Воля» отметил 35-летие. За это время коллектив записал и сохранил около 100 тысяч русских народных песен. Участники ансамбля исполняют аутентичные песни в уникальной манере – многоголосии. Репертуар составляли на основе материалов, собранных в этнографических экспедициях коллектива по сёлам Воронежской, Белгородской, Курской и Липецкой областей.
Уникальное наследие
Свою миссию исполнители видят в том, чтобы воссоздать в эталонном звучании народную песню. За время своего существования с 1989 года коллектив побывал в сотнях фольклорных экспедиций. В архиве ансамбля хранится около 100 тысяч записей песен, из них коллектив исполняет сейчас около сотни.
– Это наше уникальное наследие, другой тип мышления – самобытный. Очень сложное многоголосие. Эти песни – шедевры, а исполнители ансамбля – миссионеры, которые служат народной песне, – сказала художественный руководитель ансамбля «Воля» Галина Сысоева.
В ансамбле «Воля» в разные годы выступал 71 человек, всего было 7 составов. Сейчас в нём поют студенты Воронежского государственного института искусств или те, кто недавно окончил вуз, но продолжает выступать с ансамблем.
По словам Галины Яковлевны, её подопечные занимаются с невероятным энтузиазмом и воспринимают «Волю» как некую лабораторию, где можно что-то попробовать, что не попробуешь больше нигде.
– Вещи, которые мы делаем здесь, реконструкции по многоголосию и манере исполнения, трудно в другом коллективе повторить, – пояснила Галина Сысоева. – Всё-таки нужно образование и не только музыкальное, а общее: знание традиционной культуры, глубокое понимание и погружение в неё, в диалект и музыкальный диалект.
Ансамбль «Воля» показывает также реконструкцию русских народных обрядов. Например, девушки громко стучат каблуками во время песни. Такая пляска называется перестук. Оказывается, что в некоторых сёлах раньше на свадьбу снимали с петель ворота у дома невесты и на них танцевали, да так, чтобы стук был слышен во всем селе.
Спектакли о жизни предков
Одна из главных песен репертуара ансамбля – «В славном городе Воронеже». Галина Сысоева рассказала, что в оригинальном звучании она поётся в трёх куплетах и её исполнение полностью может занять около часа.
– Это песня - потрясение. Она сохраняет в народной коллективной памяти историю о рекрутском наборе. Тогда от 20 дворов забирали одного рекрута на 25 лет. Песня рассказывает о купце, у которого было три сына. И вот надо кого-то из них отдать в солдаты. Но как выбрать? Мы записывали композицию в селе Пчелиновка Бобровского района. Там её поют много лет и каждый раз при исполнении заново переживают. У исполнителей слёзы катились по щекам, когда её пели. Вот она глубина коллективной народной памяти! Тогда песня была источником для того, чтобы люди учились сопереживать, – подчеркнула Галина Сысоева.
В репертуаре фольклорного ансамбля есть композиции, в которых важны даже не слова, а эмоции. Например, в песне «Чёрный чернобровый». Галина Яковлевна рассказала, что в ней поётся о девушке, которая провожает любимого на каторгу и прощается с ним. В тексте об этом ничего не говорится. Но исполнители об этом знают и помнят.
– Это из глубины памяти, истории, песня обрастает деталями, эмоциями. «Не будя ни свиданий, ни целований», – поётся в песне, и мы понимаем, что девушка и парень расстаются надолго, – рассказала Галина Сысоева.
Во время концерта происходит погружение в культуру прошлых веков. Каждая песня – это история, маленький спектакль о наших предках: как они жили, о чём думали, мечтали, что пели.
«Сувенирные» народные песни
Есть в репертуаре «Воли» и современные композиции. Например, народный романс села Сухой Донец Богучарского района «В зелёненьком лужочке».
Галина Сысоева немного с грустью говорит о том, что современные фольклорные коллективы несколько упрощают народную песню, делая её сувенирной, зрелищной. По словам художественного руководителя ансамбля «Воля», это неплохо, но теряется глубина и традиции.
– Важно сохранить народную песню в первозданном виде. Человек должен знать свои корни, и песня – одна из важных составляющих нашей культуры. Она хранит в себе историю о жизни в то время, – подчеркнула Галина Сысоева.
Кстати, название ансамбля придумали случайно. В эфир местного телевидения должны были выпустить сюжет о коллективе, а у него ещё не было названия. Тогда кто-то из исполнителей предложил назвать его по народной песне «Воля».
– Это не просто название, а знамя, идея! В этом слове так много смысла, оно нас ко многому обязывает и поднимает дух при исполнении нашей миссии: показать, чем жили предки, что они любили, о чем мечтали, чем занимались, что пели, – подчеркнула Галина Сысоева.
Сороки и грибатки
Коллектив выступает в русских народных костюмах, которые собирали у местных жителей в деревнях Воронежской и Белгородской областей. Конопляные рубахи, рукава на них вышиты вручную. Галина Яковлевна рассказала, что это счётная гладь – вышивка, которую сейчас уже почти не используют.
Нижнюю часть костюма составляет юбка-понёва, завершает образ головной убор – сорока. Под ним прячутся искусственные рога, которые сверху прикрыты шапочкой. Предки считали, что эти рога служат оберегом женщине и всей её семье. Исполнители научились делать сороки сами, а также украшения – грибатки, которые носят на шее. Такой костюм может украсить любой краеведческий музей, полагает Галина Сысоева.
В планах ансамбля «Воля» - сделать реконструкцию свадьбы села Татарино Каменского района и подготовить к весне патриотическую программу «Мать-Россия».
Фото РИА «Воронеж» и из архива ансамбля «Воля»