Календарь православных праздников в августе включает три связанных между собой важных церковных торжества, а именно три Спаса — медовый, яблочный и ореховый. Каждый из них имеет свою историю и традиции. Об особенностях этих праздников нам рассказал настоятель Свято-Митрофановского храма иерей Иаков Калинин.
Все три Спаса приходятся на время Успенского поста. Освящение мёда, плодов, винограда, яблок, орехов – это православная традиция, которая берёт своё начало ещё со времен Ветхого Завета. Люди в то время, осознавая тяготу земной жизни, в поте лица добывая свой хлеб и испытывая многие невзгоды, понимали, что бедствия навлекаются на человека вследствие грехопадения.
Считалось, что согрешение человека и бедственная тягостная жизнь связаны напрямую. Поэтому люди чаще приходили к Богу за помощью, осознавали свои грехи и проступки, каялись в них. И в этом символическом значении старались принести в храм не столько материальные вещи, сколько расположение своего сердца. Принести Богу самое лучшее – первые плоды нового урожая. В этом как раз и заключается суть праздников.
С Ветхого Завета эти традиции укоренились в Православной Церкви. Если говорить о каждом празднике, то само слово Спас указывает на то, что эти события связаны с Иисусом Христом и Его спасением рода человеческого.
Медовый Спас
Первый Спас – медовый, отмечают 14 августа. Это день празднования Изнесения Животворящего Древа Креста Господня. Праздник зародился в IX веке в Константинополе. В августе в разгар жары нередко вспыхивали эпидемии – свирепствовали холера, чума и другие болезни. Тогда священнослужители выносили Древо Животворящего Креста Господня на площадь для всеобщего поклонения. Орудие казни Христа стало для человечества спасением и избавлением от греха. Поэтому здесь символ креста для болящих и унывающих – это напоминание, что не стоит пребывать в отчаянии, а нужно надеяться и уповать на Бога.
Также в этот день совершали кропление святой водой. Через прикосновение к видимой святыне мы получаем невидимую благодать Божию. И сейчас в наше время совершается вынос креста для поклонения и водосвятный молебен. Мёд освящается, потому что к этому времени люди получают его новый урожай. Мы всё делаем с благословения, в этом и есть расположение нашего сердца и благодарение Богу.
Люди говорят, что освященный мёд исцеляет, имеет благодатную силу, но не стоит верить в исцеление от одной ложки. Чисто по медицинским показаниям мёд - продукт, обладающий многими полезными свойствами. Его употребление в пищу благотворно влияет на организм человека в целом. При этом считать, что именно он спасает человека – это суеверие, вера в пустоту. Получается, что в таком случае мы второстепенные вещи ставим выше первичных.
Яблочный Спас
Яблочный Спас отмечается 19 августа. В Палестине в этот день в храмах освящали виноград, там он поспевал как раз к этому времени. Из винограда делается вино, которое затем употребляется на Божественной литургии. В наших широтах во время зарождения праздника виноград ещё не научились выращивать. Да и сейчас в период Яблочного Спаса ещё не все сорта винограда успевают созреть. Поэтому стали приносить плоды, которые созревают к этой дате. В основном это яблоки. Опять же в этом есть наша благодарность Богу.
Что касается самого праздника 19 августа, то мы отмечаем Преображение Господне. Это великий праздник, который имеет в себе особый богословский смысл и значение. Господь пожелал нам открыть преображение нашего естества, в котором мы должны будем пребывать в Царствии Божием.
Что касается вкушения яблок до самого праздника, то в Типиконе (Богослужебный устав. – прим. ред.) сказано, что плоды до освящения есть нельзя. Но нужно правильно понимать смысл этого запрета. Есть плоды до момента их освящения - не грех и не оскверняет человека, здесь кроется совсем другой смысл.
Неправильно вкушать плоды и наслаждаться ими до того, как вы поблагодарили Бога. Поэтому мы приносим их, благодарим Бога и лишь после этого вкушаем. В некоторых храмах даже есть традиция совершать чин освящения плодов по мере того, как они поспевают. То есть не дожидаясь праздника Преображения Господня (Яблочного Спаса). Поспели плоды - принесли люди, освятили.
Ореховый Спас
Что касается третьего Спаса, так называемого Орехового, который отмечают 29 августа, то он соответствует Перенесению из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Того самого, что отпечатался на плате, который Христос приложил к Своему лицу. Это получается конец августа, когда поспевают орехи. Смысл тот же самый. Освящение – это благодарение наше за милость Божию.
- Чтобы разобраться в том, что есть ложное, а что есть истинное, нужно обратить пристальное внимание на последовательность и логику, - говорит настоятель Свято-Митрофановского храма иерей Иаков Калинин. - Истина всегда осмысленная и имеет в себе Евангельскую логику. То есть всё подчинено смыслу и служит спасению души человека. А суеверия, наоборот, непоследовательны и часто неосмысленны. Они не имеют в себе основания и ни к чему не приводят. Суеверия пусты и основаны только на внешних обрядовых действиях. Поэтому мой совет тем людям, которые чтят эти праздники: в эти дни необходимо посетить храм, исповедаться и причаститься, задуматься о своих грехах, покаяться, горячо попросить Бога о прощении и благодарить за то, что Он дал нам жизнь и всячески помогает. И, конечно, больше уделять внимание духовному – спасению души, следованию заповедям Христовым и соотносить каждое евангельское слово к своей жизни. Каждый из нас долежн помнить, что всё в руках Божиих, и мы уповаем и надеемся на Его любовь и милосердие.
Татьяна Косых
фото автора и предоставлено приходами Воронежской епархии