Уже более четверти века Василий Диденко живёт в Боброве. Сюда он приехал с Каспия, где был мичманом и боевым водолазом. С тех времён у него сохранилось страстное увлечение рыбалкой и спортом. А в Боброве к ним добавились сугубо творческие интересы. Василий Дмитриевич оказался отличным строителем и искусным резчиком по дереву.
Служил боевым водолазом
В 1996 году Василий Диденко с супругой и маленькой дочкой переехал из Астрахани в Бобров. Поселились у мамы супруги. И тут начали раскрываться в полной мере его строительное мастерство и талант резчика по дереву. При этом до переезда ничем таким он особо не занимался.
С 16 лет сразу после окончания школы поработал матросом, а в 1968 году получил из военкомата повестку.
Службу нёс на флоте, на Каспии. Сначала прошёл обучение морскому делу в школе младших командиров. Знания, полученные на занятиях, Василию очень пригодились. Он освоил профессию боевого водолаза. В прибрежных акваториях было немало затонувших судов. С некоторых из них нужно было снимать оборудование, а другие – поднимать на поверхность.
– Работали мы как в лёгком водолазном снаряжении, так и в тяжелых скафандрах, шлемах и бахилах со свинцовыми пластинами на подошвах, – рассказывает Василий Диденко. – Погружались на глубину до 60 метров, но находились под водой не более десяти минут. Обследовали не только затонувшие корабли, но и днища, борта, кингстоны вернувшихся из плаванья судов. Освобождали винты от накрученных на них сетей и тросов. Порой делали это и в штормовую погоду. Бывало, волны так качали и заливали палубу, что еле удавалось держаться на ногах.
В свои 75 лет Василий Диденко без труда 10 раз подтягивается на перекладине.
Во время службы на базовом тральщике постоянно велись учебные занятия по разминированию акватории.
– Под кормой он был оснащён большими стальными ножницами. Ими подрезали по ходу движения судна тросы, державшие на разной глубине подводные мины. Прикреплённый на якоре обрезанный трос отпускал мину, и та всплывала. Мины были, конечно, учебными, но работа всё равно была очень напряженной, – отмечает Василий Дмитриевич. – Одни матросы ставили мины, другие – снимали, потом – наоборот.
Килькины секреты
Так он привык к безбрежной водной глади, что без неё себя уже не мыслил. После демобилизации поступил в мореходное училище в Астрахани. Отучившись в мореходке три года, получил два диплома – судомеханика и техника-механика. С середины 70-х по середину 90-х Василий Дмитриевич работал на большом рыболовном траулере.
– Ловили мы в основном кильку, – рассказывает он. – Делали это двумя большими насосами – с носа и с кормы корабля. Подсоединённые к ним шланги опускались на заданную эхолотом глубину в пределах до сотни метров от поверхности, в самый косяк кильки. Насосы засасывали рыбу. На промысел выходило много судов со всего каспийского побережья.
В небольшой мастерской Василия Диденко много разных инструментов.
Флотская служба требовала немалых физических усилий. Кроме того, Диденко серьёзно увлекался тяжёлой атлетикой, не раз выступал на областных и республиканских соревнованиях. Эти тренировки не забывает он и по сей день. В свои 75 лет Василий Диденко без труда 10 раз подтягивается на перекладине.
Талант резчика и строителя
С переездом к тёще Василий Диденко занялся обустройством её дома. Перекрыл крышу, обшил дом сайдингом, установил навес над частью двора, которую выложил тротуарной плиткой. Во дворе разбил виноградник. Под навесом обустроил настоящий спортзал, где установил перекладину, повесил гимнастические кольца, канат, боксёрскую грушу. Сам постоянно занимается и внука к спорту приобщает.
Раскрылся у Василия Дмитриевича и талант резчика по дереву. В небольшой мастерской у него много разных инструментов. Все комнаты в доме украшают настенные барельефы сказочных зверей, птиц, морских обитателей – море и здесь не отпускает Василия Диденко. Настенные зеркала в доме Василия Дмитриевича в ажурных резных окладах. Таким же способом он оформил и декоративный камин почти в треть комнаты.
– Для изготовления декоративных ложек, половников, тарелок и блюд использую обычно липу, а на статуэтки и изделия крупнее неплохо идет и сосна, – делится секретами мастер. – Создавая всё это, я отдыхаю душой. Время с резцом в руках летит незаметно.
Сколько я сделал работ уже и не сосчитаю – очень много раздарил друзьям и знакомым. Приятно видеть, как твоё творчество дарит людям положительные эмоции.
Владимир Проскуряков
фото автора