«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Там, где обитает сказка

10 февраля
371
Там, где обитает сказка

ВОРОНЕЖСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ ИМЕНИ В.А. ВОЛЬХОВСКОГО ОТМЕТИТ 100-ЛЕТИЕ

Юбилейные мероприятия одного из главных театров Воронежа будут проходить на протяжении всего года. История театра кукол, который сегодня завоевал международное признание, началась 8 октября 1925 года. А вот прекрасное здание, похожее на дворец, появилось только чуть более сорока лет назад. В чём уникальность воронежского театра и почему кукольные спектакли привлекают не только детей, но и взрослых?

В секрете от Москвы

Проспект Революции, 50, – самый центр Воронежа. Оригинальное здание вместе с фонтаном «Дюймовочка» и скульптурой Белого Бима Чёрное ухо привлекает художников, фотографов, туристов и, конечно, детей. Дворец под стать сказочным спектаклям. Но этот собственный дом театр обрёл только 1 сентября 1984 года. До этого, на протяжении почти 60 лет, спектакли шли на разных площадках города. И где только не ютились актёры и куклы!

Театр кукол был создан в 1925 году в стенах Воронежского университета. Его основателем в ВГУ был профессор Николай Беззубцев. Тогда это был «Театр петрушек», который критиковал недостатки университетской жизни. Отсюда происходит современное название театра – «Шут».

После войны творческая труппа разместилась в неприспособленном помещении на улице Никитинской, а затем в драмтеатре. И только в 1980-е годы воронежские власти приняли решение построить новое здание. В те годы в СССР действовал запрет на возведение объектов соцкультбыта без разрешения Москвы. Замораживали даже уже начатые стройки. Но Воронеж пошёл против столицы – обком партии и контрольные органы решили закрыть глаза на правительственный запрет.

О получении бюджетных денег на стройку не могло быть и речи. Тогда секретарь горкома решил, что возводить театр для детей надо методом народной стройки, за счёт предприятий города.

Здание построили в стиле эклектики. Вытянутые арочные окошки выдают влияние венецианского стиля. Одновременно в архитектуре проявляются отголоски сталинского ампира - портики и колонны. Такое сочетание стилей объясняется тем, что в процессе строительства театра объединили два здания – Дом профсоюзов (стоявший на фундаменте старинной гимназии) и соседний жилой дом. Кстати, его жильцов ради столь важного события пришлось выселить.

Персонажи спектакля "Мёртвые души"

Внутри так же, как и снаружи, театр похож на сказочный дворец. Интерьеры, ажурная лестница с маленькими ступеньками, светильниками – всё здесь эксклюзивно.

Долгожданное возвращение Дюймовочки

Достопримечательность театра – фонтан перед главным входом здания, который украшает бронзовая фигурка Дюймовочки. Много лет он не работал по техническим причинам, охотники за металлом трижды пытались украсть Дюймовочку и ухо у Белого Бима. Воронежский писатель Иван Евсеенко даже написал об этом сказку «Вернись, Дюймовочка!». И Дюймовочка вернулась.

Дюймовочка снова на своём посту

В 2023 году торжественно открыли обновлённый фонтан. Все его украшения сохранили, но заменили коммуникации. По вечерам в тёплое время года включают декоративную подсветку, и изящная фигурка Дюймовочки (а весит она целых 250 кг!) купается в разноцветных струях воды.

Театр для всей семьи

Знакомство с искусством для самых маленьких начинается в театре на Малышкиной сцене. «Тараканище», «Сказки бабушки Корольковой», «Про умную собачку Соню», «Зайка и Бычок» – режиссёры и актёры так выстраивают игру, что стараются максимально вовлечь в неё детей.

В театре кукол всё устроено мудро: ребята могут расти вместе с его спектаклями – здесь есть постановки для любого возраста. Но на многие спектакли их создатели советуют ходить всей семьёй.

– Я рекомендую родителям даже на детские спектакли приходить вместе с ребёнком, потому что в каждой постановке есть несколько уровней для понимания. Если ребёнок видит Волка и Лису, буквально воспринимает всё то, что они делают и говорят, то взрослые находят там свой смысл. Поэтому после спектакля важно обсудить его с ребёнком, подсветить какие-то детали,  – сказала директор театра кукол имени В.А. Вольховского Любовь Пристинская.

Спектакль "Озёрный мальчик"

Практически каждый спектакль кукольного театра, даже с лёгким и весёлым содержанием, – с вызовом на философские размышления.

Реформатор театра кукол

Театр носит имя знаменитого режиссёра Валерия Абрамовича (Аркадьевича) Вольховского. Народный артист России, лауреат Госпремии РСФСР имени Станиславского и Госпремии РФ, он не только вывел Воронежский театр на мировой уровень, но и стал реформатором этого вида искусства.

В.А. Вольховский. Фото - culture.ru

Валерий Вольховский был художественным руководителем театра кукол с 1987 по 2003 год. Его спектакли «Соломенный жаворонок», «Процесс над Жанной д'Арк», «Маленький принц», «Мёртвые души», «Из жизни насекомых», «Озёрный мальчик», «Дикий» и многие другие вошли в золотой фонд отечественного искусства.

Он одним из первых вывел актёров из-за ширмы, экспериментируя в спектаклях с «живым планом». Вольховский считал, что в спектакле нужно вскрывать конфликт, сцена стала пространством для сложных философских размышлений. Даже в детских спектаклях режиссёра много смысловых пластов.

Спектакль "Легенда о добром сердце"

Например, «Легенду о добром сердце» (6+) играли всего два актёра, которые исполняли сразу несколько ролей. Сценой служил стол, место действия создавалось из того, что имелось под руками.

Соавтором Вольховского была главный художник театра Елена Леонидовна Луценко. Вместе с режиссёром она обсуждала каждую деталь сценографии. И всё в ней должно было иметь смысл.

– Кукла – это метафора. Она умеет делать то, что не может драматический актёр. Например, актёр от любви голову потерять не может, а кукла может. Может взлететь или превратиться из королевы в ведьму, как в спектакле «Белоснежка и семь гномов». Этот технический фокус выполняется благодаря встроенной механике, – сказала она.

Е.Л. Луценко. Фото - culture.ru

Спектакли для взрослых

С Валерия Вольховского в воронежском театре началась традиция спектаклей для взрослых зрителей. Сейчас в репертуаре сохранилась его постановка «Шинель». На сцене также идут оригинальные спектакли других режиссёров. Например, «Мандельштам. Воронежские тетради» (16+), «Маленькие тетради» (12+) или «Похороните меня за плинтусом» (16+). Последний стал претендентом на премию «Золотая маска» по итогам 2024 года, вошёл в лонглист фестиваля.

– Каждый раз смотришь его и открываешь что-то новое, плачешь, выходя из зала, хотя знаешь, чем он закончится. В отличие от известного фильма, режиссёр Руслан Кудашов поставил спектакль, по смыслу более близкий повести Павла Санаева. Он больше подсветил образ бабушки, постарался ответить на вопрос, почему она так ведёт себя по отношению к родным. Зрители вспоминают и свои отношения с родственниками. И, может, после спектакля они простят близких, с которыми у них были похожие конфликты. Здесь одновременно много юмора и философии, – считает Любовь Престинская.

Наталья Иванова

Фото Сергея Трифонова и vk.com/teatrkukolshut