В Центре национального единства «Искусство Жить» реализуют проект «Эхо традиций в сердце Воронежа». В октябре, например, там провели мастер-класс по цыганским танцам, а теперь рассказали о гончарном искусстве Узбекистана.
В этой республике керамика — не просто ремесло. Это философия, застывшая в глине. Это тысячелетний диалог культур, где переплелись традиции оседлых земледельцев и кочевников, зороастрийская символика и арабская вязь, персидская утонченность и тюркская мощь. Каждая школа — отдельная вселенная со своим языком, характером и цветом.
Но чтобы по-настоящему понять это, нужно зайти в мастерскую. Там — особая магия. Сотрудники Центра национального единства «Искусство Жить» пообщались автором блога «Близкий Восток» Марией Максимычевой и узнали о древнем ремесле.
По её словам, мастерская керамиста в Узбекистане — это не цех. Это его дом, храм и университет в одном флаконе.
- Здесь мастер не просто работает — он живёт. Вас встретят не как клиента, а как дорогого гостя. Покажут танец гончарного круга, рождение формы из бесформенного комка. Расскажут секреты глазури, которую варят по старинным рецептам из пепла растений и минералов. И, конечно, по древнему закону гостеприимства, вас усадят за дастархан, угостят душистым чаем, а если повезёт — и горячим, ароматным пловом, который здесь же, во дворе, готовит семья, - рассказала Мария.
Мастер там — не просто исполнитель. Он собиратель и хранитель. На полках соседствуют его новые работы и старинные черепки, найденные на раскопках, которые хранятся для непрерывности связи времён. Он — наставник, терпеливо передающий тайны ремесла ученикам, ведь иначе традиция умрёт. И только в этой атмосфере, пропитанной творчеством, общением и чаем, рождается та самая, живая керамика.
Мария Максимычева поделилась секретами, как отличить одну школу от другой.
Риштан (Ферганская долина) — Король синего кобальта. Он знаменит глубоким бирюзовым и ультрамариновым цветом, который не спутаешь ни с чем. Орнамент — сочные «ветви миндаля» (бодом), строгие геометрические сетки (ислими), стилизованные цветы. Это аристократ узбекской керамики.
Хорезм (Ургенч, Хива) — Узор хорезмской росписи. Он представляет собой гипнотический танец линий. Главный его мотив, «парамгерих», представляет собой бесконечно переплетающиеся спирали, которые, сливаясь, рождают сложные медальоны — «мадохиль». Каждый из них уникален, словно отпечаток пальца самой традиции.
Гиждуван (под Бухарой) — Магия семи цветов. Его палитра основана на семи натуральных цветах, где правят бал оранжевый, зелёный, коричневый и жёлтый. Узнаваемый узор — «верблюжий глаз» (тобарги), круги, волны. Работы очень фактурные, энергетически сильные.
Самарканд — Наследник империй. Это самая «космополитичная» школа. Она впитала в себя роскошь тимуридской эпохи, влияние Китая (бирюзовые глазури) и Персии. Часто используется палитра разных цветов на одном изделии, изысканная растительная роспись, надглазурная роспись золотом. Это дворцовая, парадная керамика.
- Каждая школа уникальна. Но объединяет их одно — душа, которую мастер вкладывает в каждое творение. И эту душу можно почувствовать только там, где она рождается: в тишине мастерской, под мерный гул круга, за разговором с хранителем древних тайн, – полагает руководитель Центра «Искусство Жить», член Национальной палаты при Губернаторе Воронежской области Юлия Никифорова.
Весной этого года Центру национального единства «Искусство Жить» исполнилось 8 лет. Он был создан в 2017 году. На территории Воронежской области организация оказывает комплексную поддержку по социальной и культурной адаптации и интеграции вынужденным переселенцам, мигрантам из различных государств и лицам без гражданства. «Воронеж многонациональный» неоднократно рассказывал о работе Центра.
Проект «Эхо традиций в сердце Воронежа» реализуется при поддержке АНО «Образ Будущего».
Анна Овлякулиева
Фото - Центр «Искусство Жить»





