«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Дыхание старины и тайны подземного мира

18 октября 2024
318
Дыхание старины и тайны подземного мира

В Воронежской области много достопримечательностей, которые привлекают туристов и путешественников со всей страны. Прекрасным местом для отдыха в выходные дни является старинный город Калач. Недавно мы посетили уникальную древнюю Калачеевскую меловую пещеру — одно из самых загадочных мест региона, хранящее историю и передающее из поколения в поколение тайну подземного мира.

Многовековая эволюция

Меловая гора находится недалеко от города Калача. Уже у подножья видно, что она невероятно огромная. Уникальная пещера вырыта в толще мела. Нам, туристам, объяснили, что это не просто природное образование, а целый комплекс подземных ходов. Протяженностью около километра, без учёта засыпанных ответвлений, она является одной из самых больших пещер в Восточной Европе. Долгие годы вход в неё был закрыт для посетителей. Открыли пещеру совсем недавно.

Вход в пещеру

С самого начала у входа нас поразил билет. На нём изображена схема пещеры и QR-код, прикреплен маленький кусочек мела, взятый с горы Пеньковой, словно миниатюрный сувенир. Он напоминает о древности и уникальности этого места. Нашу группу сопровождали опытные гиды. Немного пообщавшись с другими экскурсантами, я поняла, что пещера привлекает туристов и паломников со всей России, желающих собственными глазами увидеть свидетельства ранней истории христианства на Руси.

Ожившая история

Оказавшись внутри пещеры, поражаешься обилию ходов и их древности. Мы узнали от экскурсоводов, что архитектура пещерных коридоров свидетельствует, возможно, даже о византийском влиянии на сооружение. Однако установить конкретные этапы его строительства учёным и историкам пока не удаётся. История пещеры уходит корнями в глубь веков, отражая многовековую эволюцию человечества.

Первые сведения о пещере появились в трудах археолога-любителя Дмитрия Струкова, который в конце XIX века обратил внимание на этот уникальный памятник. Он заметил, что сооружение неоднократно перестраивалось и видоизменялось людьми на протяжении многих столетий, что и обусловило его многослойность. 

Местные легенды повествуют о том, что несколько веков назад в калачевские земли прибыл монах из Киево-Печерской лавры, чтобы проповедовать слово Божье. Блуждая по окрестностям, он набрёл на пещеру. Отшельник начал чистить и расширять лабиринты убежища, и в этом ему помогали прибывавшие люди. 

Существует и другая версия, согласно которой в начале XX века в пещеру был эвакуирован монастырь, где обитали несколько монахов. Они спали, молились в специальных нишах, расположенных ниже уровня пола. Так, в течение веков люди постепенно меняли пещеру. Поэтому сейчас она представляет собой переплетенье разных эпох.

Древние символы

Слушая гидов и продвигаясь по извилистым лабиринтам, я почувствовала особую тишину и благоговение. Обратила внимание, что в стенах вырезаны многочисленные киоты — ниши для икон. В конце одного из коридоров находится алтарная часть с Царскими вратами, свидетельствующая о том, что пещера, возможно, была не просто убежищем, но и местом для молитвы.

На стенах изображены священные символы, такие как пальмовые ветви, которые могли олицетворять веру и духовность, встречались и христианские кресты. Вскоре мы попали в прорубленный тоннель-кольцо, символизирующий небольшой путь на Голгофу.

Возможно этому кресту более семи веков 

Гуляя по коридорам, чувствуешь прохладу. В одной из келий термометр показывал + 9 градусов. Впрочем, замерзнуть мы не успели, несмотря на то что провели там больше часа.

Далее заметила несколько отверстий от инструментов. Оказалось, что это следы, оставленные кладоискателями и чёрными копателями. Ведь легенды гласят, что в пещере спрятан клад, правда, неизвестно, удалось ли людям что-то обнаружить.

Невозможно не заметить и вандальские надписи, оставленные молодёжью в советские времена, когда пещера была открыта и за ней никто не присматривал. Своеобразного граффити было так много, как будто свои автографы и памятные надписи оставили несколько сотен человек. К сожалению, они резко контрастируют с древними рисунками. Впрочем, многие надписи относятся ещё к довоенному времени. Наверное, их тоже уже можно отнести к истории.

Следы в нехоженых местах

Самым впечатляющим открытием для меня стали изображения страшных лиц на стенах, очень похожих на монгольские. Они располагались рядом с христианскими символами, что подчеркивает многогранность истории этого места. По словам гидов, артефакты, найденные в пещере, относятся к XII-XIII векам, то есть к периоду, предшествующему нашествию Батыя. Это заставило нас задуматься о том, что пещера могла быть убежищем для первых русских православных общин. Возможно, именно здесь они прятались от набегов супостатов и сохраняли свою веру.

Некоторые в этом изображении видят монгольское лицо

Особый интерес вызвала лестница, ведущая на второй уровень пещеры. По ней нельзя было подняться, но, как рассказывают экскурсоводы, наверху находится ловушка: дыра в полу, в которую мог провалиться невнимательный путник. Узкая лестница дала повод предположить, что раньше наверху мог сидеть лучник, который защищал вход на верхний уровень. Есть и подвальный этаж, но он сейчас полностью завален.

Вскоре мы вышли на поверхность. Эмоций и впечатлений от экскурсии в подземелье осталось очень много. Калачеевская пещера стала для меня местом, где переплетаются верования, войны и тайны. Многовековая история, сдобренная легендами, даёт увлекательный сюжет для исследователей и любителей старины. Также пещера напомнила мне о том, что прошлое живёт в настоящем и что даже в самых неприступных местах можно найти следы проявления человеческой души.

Да и сам пейзаж, окружающий гору Пенькову, добавляет привлекательности этому месту. Мы долго любовались с вершины потрясающим видом на весь город и его окрестности. Кроме того, здесь на склонах растут редкие растения. Травы словно закрепляют обнаженные меловые склоны. 

С горы город Калач словно на ладони

Привлёк внимание и сам парк около горы Пеньковой (на верхнем фото). Там есть площадки для массовых мероприятий, украшенные цветами и кустарниками дорожки, уютные беседки, в которых мы отдыхали между спусками и подъёмами. Прошлись и по необычной экологической тропе протяжённостью 100 метров, состоящей из нескольких участков. Причём у каждого своё покрытие — шишки, древесная стружка, булыжник, песок, керамзит, щебень. Понравились необычные тактильные ощущения.

Дыхание старины

Прогуливаясь по старинным улочкам Калача, словно попадаешь в прошлое. Здесь время течёт медленнее, можно насладиться атмосферой уюта и спокойствия. Первым, что бросилось в глаза, была главная площадь, где стоит необычный памятник Владимиру Ленину. В отличие от канонических монументов, где вождь революции обычно изображён с решительным взглядом, устремлённым в светлое будущее, калачеевский Ленин словно остановился, увидев кого-то знакомого. Его фигура сильно прогнута в пояснице, создавая впечатление, будто Ильич пустился в пляс. Такое нестандартное изображение вождя стало для меня своеобразной визитной карточкой города.

Увидела и старинный Успенский храм, возвышающийся в самом центре Калача. Он, словно магнит, притягивал мой взгляд. Узнала, что храм был построен в 1750 году и стал первым каменным зданием в Богучарском уезде, частью которого тогда был Калач. Мне рассказали, что в последние годы храм пережил своеобразное возрождение, восстановили его исторический облик.

Древний Успенский храм Калача переживает возрождение

Погружаясь в атмосферу городка, не могла пройти мимо старинных зданий. Одним из ярких примеров архитектуры модерна стал жилой дом с магазином Лисицкого. Его элегантные формы и изящные детали, словно застывшие в танце времени, приковывали к себе взгляд.

Особое место в моём путешествии заняла усадьба Комова — одна из немногих сохранившихся купеческих городских усадеб второй половины XIX века в Воронежской области. Её величественный фасад с парадной лестницей, ведущей к просторным залам, завораживает своей красотой. Попадая внутрь, ощущаешь дыхание былой роскоши: заворожили и сохранившиеся печные ходы, затейливые узоры на потолках. Всё это говорит о том, что здесь когда-то кипела жизнь.

Этот щит в экспозиции музея - современный, сделан для фестиваля, но зато его можно подержать в руках

Напоследок заглянула в местный краеведческий музей, посмотрела на предметы старины, рассказывающие о быте и истории города — горшки, печки, щиты самодельные, ухваты, советские телевизоры и радиоприёмники. Здесь меня и моих спутников угостили знаменитым калачом, символом города. Его выпекают уже много веков по старинным рецептам, передающимся из поколения в поколение.

Мария Мацнева

Фото автора