В 2025 году Воронежский академический симфонический оркестр отмечает 100-летний юбилей. Сегодня его без преувеличения можно назвать лицом столицы Черноземья на музыкальной арене. Как коллективу удаётся собирать полные залы зрителей, завоёвывать мировую славу и, сохраняя вековые традиции, постоянно обновлять репертуар?
С берегов Невы
Воронежский симфонический оркестр – один из старейших на постсоветском пространстве. Коллектив был создан в мае 1925 года. В его дебютный состав вошли выходцы из императорских оркестров Санкт-Петербурга. По словам искусствоведа Бронислава Табачникова, Воронеж стал колыбелью первого в области симфонического оркестра неслучайно.
– Воронеж был местом ссылки огромного количества меньшевиков. Ими были учителя, университетские профессора и другие представители интеллигенции. Для этих слоёв досуг в виде посещения симфонических концертов был привычен. Представители бывших императорских оркестров, которых в Ленинграде было немало, приехали в Воронеж на заработки. Они увидели заинтересованную публику и поняли, что здесь есть для кого играть, – рассказал Бронислав Яковлевич.
В первый состав воронежского оркестра входило 55 человек. Сегодня коллектив состоит из более чем 100 музыкантов. Это один из наиболее укомплектованных российских симфонических оркестров.
Один из первых составов Воронежского академического симфонического оркестра
1 ноября 1925 года во Дворце труда (сегодня – один из корпусов Воронежского техникума строительных технологий на проспекте Революции, 29) коллектив под управлением Давида Ямпольского дал первый концерт. Музыканты исполнили произведения Василия Калинникова, Модеста Мусоргского, Михаила Ипполитова-Иванова и Александра Бородина.
Одним из именитых почитателей Воронежского симфонического оркестра был поэт Осип Мандельштам. Он пробыл в ссылке в столице Черноземья три года – с 1934 по 1937 год. За это время Осип Эмильевич не пропустил ни одного концерта симфонического оркестра. Иногда восхищение от выступлений выливалось в строки. Так произошло после концерта оркестра со скрипачкой Галиной Бариновой, которому поэт посвятил стихотворение «За Паганини длиннопалым», также известным как «Скрипачка».
Музыка во время войны
В годы Великой Отечественной войны оркестр выступал с концертами в саду Дома Красной армии, сейчас известного воронежцам как Дом офицеров (пр. Революции, 32). Также оркестр отправлял первые поезда с мобилизованными воронежцами. Вместе с ними на борьбу с врагом уехала и значительная часть коллектива.
Оставшиеся музыканты самостоятельно собирались на репетиции, которыми руководил концертмейстер виолончелистов Иван Потёмкин. Небольшой группой с декабря 1941 по июнь 1942 года симфонический оркестр дал около 20 концертов.
Особые воспоминания у современников вызывало завершение концертного сезона 27 июня 1942 года. Событие, которое произошло в этот день, как и исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде, показало силу воли оркестра и его слушателей.
По воспоминаниям музыковеда Юрия Воронцова, в программу того дня вошли Симфония № 2 («Богатырская») Александра Бородина и увертюра «1812 год» Петра Чайковского. Оркестру пришлось выступать в сумерках – воздушная тревога не смолкала весь вечер.
После исполнения хорала «Спаси, Господи, люди Твоя» раздалась новая воздушная тревога, но Иван Потёмкин продолжал дирижировать. Его примеру последовали музыканты.
– В конце увертюры по замыслу композитора должна была выстрелить пушка. Но в тот день на первых звуках хора «Славься» в разных концах города ударили зенитные орудия. По старенькой крыше летнего театра забарабанили осколки. Слушатели продолжали сидеть как зачарованные, будто забыв о том, что в этот момент над их головами пролетают фашистские бомбардировщики со своим смертоносным грузом, – вспоминал этот день Юрий Воронцов.
Когда нацисты на 212 дней оккупировали правый берег Воронежа, симфонический оркестр прекратил деятельность почти на два года. Следующий концерт коллектив исполнил лишь в декабре 1944 года.
Заслуги дирижёра
Воронежский симфонический оркестр сменил множество дирижёров. Действующий руководитель Владимир Вербицкий занимает свой пост с 1972 года. С самого начала руководства музыкальным коллективом он показал себя профессионалом мирового уровня.
Воронежский академический симфонический оркестр под управлением Владимира Вербицкого
В 1970-х годах Владимир Вербицкий стал победителем конкурса имени Герберта фон Караяна в Западном Берлине. Позже имя дирижёра прогремело в Будапеште и Рио-де-Жанейро. В 1995 году симфонический оркестр под управлением Владимира Вербицкого получил звание «Академический». Его присуждают коллективам за особые заслуги в культуре и высокий уровень исполнительского искусства.
– Если хочешь узнать уровень оркестра, спроси об этом у приглашённого солиста. Думаю, не найдётся ни одного недовольного, который после совместного выступления отказывался от сотрудничества с нами. Репутация коллектива складывалась на протяжении всей его истории. Оркестр внёс колоссальный вклад в исполнительскую культуру региона и даже мира, - полагает художественный руководитель Воронежской филармонии Ирина Авралева.
Художественный руководитель Воронежской филармонии Ирина Авралева
Показатель успеха
Сегодня второй дирижёр Воронежского академического симфонического оркестра – Игорь Вербицкий, сын Владимира Вербицкого. Искусствовед Бронислав Табачников характеризует его как человека широкого музыкального кругозора, а за талант в шутку называет Игоря Вербицкого 20-м сыном Баха.
Искусствовед Бронислав Табачников
Благодаря Игорю Вербицкому репертуар Воронежского академического симфонического оркестра пополняют современные классические произведения.
– Полный зал – это прекрасный показатель успеха нашей работы. Я рад, что слушатели предпочитают наслаждаться живой, настоящей музыкой. В последнее время к классике относятся как к развлечению, способу ублажения. Вдумчивое прослушивание живой музыки заставляет работать по-другому мозг. К счастью, наши слушатели поддерживают моё мнение, – сказал Игорь Вербицкий.
Второй дирижёр Воронежского академического симфонического оркестра Игорь Вербицкий
Дирижёр заявил, что оркестр не собирается останавливаться на достигнутом. В планах на юбилейный год не только масштабная концертная программа, но и выступление на престижном музыкальном форуме, который проходит раз в два года в Екатеринбурге. В смотре участвуют лучшие симфонические оркестры со всей России.
Софья Терновых,
Наталья Коньшина
Фото из архива Воронежской филармонии (фото)