«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Подушки как символ изобилия

18 августа 2023
414
Подушки как символ изобилия

Те, кто жил в деревне или приезжал туда в гости к бабушкам и дедушкам, замечали, что там были свои уникальные традиции по оформлению кроватей. Главная особенность  -  в расположении подушек, которые в прошлом веке хозяйки складывали горкой одну на другую. Нередко получалась целая башня, накрытая сверху тюлевой накидкой или легкой белой тканью с яркой вышивкой.

Нарядный элемент интерьера

В сельских домах кровать была самым нарядным элементом интерьера. У бабушки Ирины Шинкарёвой из села Белогорье Подгоренского района она стояла в большой комнате - в зале. Вначале на ней спали хозяева. Когда сын привёл в дом жену, то родители уступили кровать молодым, а сами стали спать в кухне.

- Это была кровать-полуторка с панцирной сеткой и металлическим изголовьем, - вспоминает Ирина Анатольевна. - Может, помните, были такие с блестящими никелированными шариками? Какая же это была чудесная кровать. Хромированные набалдашники, всякие фигурные перемычки.

Утром хозяева всегда заправляли кровать, в таком виде она стояла до самого вечера. Днём на неё не садились и не ложились.

- На сетке лежала воздушная перина. На ней спать было одно удовольствие. Зимой тепло. Ты в ней просто утопаешь. А для такого эффекта её надо было по утрам взбивать, - говорит жительница Белогорья. - Летом иногда её выносили во двор, чтобы просушить на солнце. После этого она становилась воздушной и лёгкой. И на ней никогда не было жарко, она обволакивала прохладой. На перине лежало ватное одеяло. У многих они были одинаковыми, поскольку делали их на нашем белогорьевском промкомбинате. Эти одеяла служили хозяевам долгие годы.

Под прямым углом

Кровать застилали жаккардовым покрывалом, в нашей местности его называли тканевым. У бабушки-рассказчицы оно было голубого цвета. Такие покрывала продавались в магазинах сельпо в каждом селе. Они отличались только цветом.

- У сестры моего дедушки между спинками кровати была натянута верёвка, чтобы на застеленной кровати покрывало лежало под прямым углом, - раскрывает секреты хозяек ХХ века Ирина Шинкарёва. - А вообще хозяйки руками приглаживали этот край, чтобы был он ровным и красивым.

Постельное бельё у всех было белое. На подушках наволочки с вышивкой ришелье. Для выразительности под выбитые дырочки вставлялись яркие куски ткани. В некоторых домах эти наволочки на ночь снимали, а спали на других, обычных.

- Конечно, в детстве мы воспринимали такой обычай как должное. Но у людей из города, не имеющих никакого представления о сельской жизни и порядках, горка из подушек всегда вызывала удивление, - говорит Ирина Шинкарёва. - Многие и сейчас считают это красивым и загадочным ритуалом. На деле же всё гораздо проще и прозаичнее. Дело в привычке, укоренившейся за много десятилетий. Во времена тотального дефицита и скромного достатка именно подушки символизировали достаток в доме и определённый социальный уровень семьи. Поэтому их выкладывали на самое видное место в доме, заботливо накрывали красивой тканевой накидкой, а на стену обязательно вешали ковёр.

Настроение на весь день

Подзоры - спускающиеся кружевные оборки с каймой - были в виде простыни, которую заправляли под одеяла и на ночь снимали. А ещё была специально подвешенная и украшенная полоса ткани. Она прикрывала всё, что могло находиться под кроватью. С осени туда складывали на хранение арбузы и тыквы, здесь же ставили ведро с яйцами. На боковинах кровати также висели белые занавески, благодаря которым скрывали всё, что могло лежать на постели.

Ежедневный ритуал застилания кровати задавал настроение всему дню. Она до позднего вечера стояла красивой и нарядной. Если в дом приходили посторонние и видели незастеленную постель, то считали, что в доме живёт ленивая хозяйка. Все сельские девочки знали это с детства.

- На стене у кровати висел коврик. Обычно в селе они были гобеленовые или разрисованные. А настоящие ковры появились позже, в конце 60-х годов. Помню, что на него не хватало средств и наши соседки-сёстры, купили один на двоих и разрезали его пополам, - продолжает Ирина Анатольевна. - У бабушки висел у кровати плюшевый коврик с оленями. Многие, наверное, помнят такие.

Фотогалереи на стенах

Фотографии сельские жители не прятали в альбомы, а вставляли в рамки и развешивали на стенах. Это были портреты хозяев, их детей и родителей. Обычно их увеличивали с небольших фотографий.

- Всех своих родных дети знали по фотографиям, любили их рассматривать, расспрашивали старших об изображенных родственниках, - говорит Ирина Анатольевна. - В кухне у бабушки кровать была проще. Покрывало на ней было пёстрое, сшитое из разноцветных кусочков ткани. Днём на кровати отдыхал дедушка, и нам, ребятишкам, позволялось тоже на ней полежать. Как же мы любили разглядывать лоскуты на этом покрывале, искать одинаковые.

У сегодняшних бабушек дома почти не сохранилось тех традиций, считает Ирина Шинкарёва.

- Побелённые стены заменили обои, коротенькие шторки на окнах убрали и закрылись от глаз посторонних богатыми портьерами. Исчезли на полу уютные половички, которые сменили синтетические ковры. Вместе с половичками и занавесочками ушла необыкновенная красота и уют сельского дома. Мы стали забывать своё прошлое. Хорошо, что остались музеи, где бережно хранят сокровища прежнего сельского быта.

Маргарита Демидова

Фото автора