«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

По лекалам Византии

25 июля 2024
367
По лекалам Византии

Екатерина Шаронова и её муж Денис Поломанный уже много лет увлекаются реконструкцией. В мастерской в селе Чертовицах Рамонского района они своими руками создают одежду и обувь по лекалам и технологиям, которые применялись в средние века. Молодая пара любит наряжаться по моде той эпохи вместе с двумя своими маленькими дочками, выступая в дефиле на различных исторических фестивалях.

Общие увлечения

Екатерина по образованию культуролог, Денис – археолог. Полноценную мастерскую по изготовлению обуви и пошиву одежды они оборудовали пять лет назад. Реконструкцией начали увлекаться в разное время. Она – в 2009 году, а он – в 2002-м.

– С Денисом я познакомилась в 2017 году. Конечно, сблизил общий интерес. Сначала это было просто хобби, но постепенно интерес рос. Увлечение незаметно для нас стало главным делом жизни, даже профессией, – говорит Екатерина. – Что касается истории определённого периода, то, чем дальше в глубину веков, тем сложнее найти информацию о предметах быта, особенно об одежде и обуви, способах обработки ткани, методах шитья.

Екатерине нравится византийский период. Она даже научную литературу на эту тему изучает – находит в Сети отсканированные страницы книг на английском и немецком языках. С первым справляется сама, со вторым – помогают друзья. Мастерица сетует, что на русском нужной ей литературы нет.

От одежды до обуви

В Чертовицах живёт мама Екатерины. На втором этаже её дома супруги оборудовали мастерскую.

– Вы не поверите, но в нашей квартире в Воронеже нет ни одной вещи, напоминающей о нашем хобби. Когда оно стало чем-то большим, мы разделили рабочее и личное пространства, – рассказала Екатерина Шаронова. – И так проводим за шитьём много времени.

Денис раньше работал в одном из брянских музеев старшим научным сотрудником, в свободное время шил обувь, а потом уволился и всего себя посвятил новому ремеслу. Катя тоже сначала шила вещи для себя и друзей. Сейчас супруги поставили дело на поток. Например, у них в работе монашеский клобук XVII века, хазарские меховые кафтаны, сапоги из Укека периода Золотой Орды и обувь из Хасаутского могильника VII века.

Сами ткани, такие как лён, шёлк, хлопчатобумажное или конопляное полотно, реконструкторы покупают. А потом доводят до нужной им кондиции вручную. Например, придают расцветку в соответствии с историческими источниками и археологическими находками.

– Окрашивание тканей – очень сложный в технологическом плане процесс, особенно если речь идёт о красном цвете, получаемом с помощью растения марена. Мы постоянно пробуем новые способы, чтобы достичь яркого и чистого цвета, – рассказывает Екатерина. – В древности красный пигмент получали из корней марены или из насекомого - кошенильного червеца. В первом случае корни мелко дробили, ферментировали, для чего несколько раз вываривали, сливая раствор и получая взвесь чистого пигмента. Текстиль или кожу прогревали в подготовленном красящем растворе. Цвет получался от оранжевого до вишнёвого, в зависимости от температуры воды и уровня кислотности раствора.

Фиолетовый цвет тканям придавала окись железа. Синий - добывали из листьев растений и морских улиток. Жёлтые тона давала резеда и кора крушины.

– Для воссоздания костюма периода раннего Средневековья важно не только знать тип красителя, но и изучить торговые пути и рынки, климатические зоны и особенности местной природы, связи между племенами и народностями, религиозные особенности погребальных обрядов, – говорит Екатерина Шаронова.

Туника для дочки

У супругов подрастают две дочери – десятилетняя Варвара и трёхлетняя Елизавета.

– Мне очень интересно шить для них платья, поскольку процесс сопровождается поиском сведений о детской одежде в исторических источниках и музеях, – рассказывает собеседница. – Одна из недавних моделей – аналог платья, найденного недавно при раскопках в Египте. Радиоуглеродный анализ показал, что оно было создано примерно в 880−990 годах.

Это туника в красно-синюю клетку из смесовой ткани – синих и красных нитей шерсти и неокрашенного льна. Фотографию находки опубликовали на сайте английского университета.

– Воронежская мастерица Анна Мокуша соткала нам ткань той же расцветки и из таких же нитей, и я сшила наряд для младшей дочки, – продолжает Екатерина. – Полевые испытания показали, что одежда не мешает ребёнку двигаться, бегать, прыгать, хорошо греет, а главное – удобна для переодевания.

Папа сшил Лизе кожаные сапоги розового цвета. Они вручную окрашены кошенилью. Этот краситель, получают из насекомых отряда полужесткокрылых. Получился яркий, нарядный образ.

Самое интересное в реконструкции – это фестивали, на которых собираются увлечённые люди. Вместе они воссоздают быт и атмосферу прошлого.

– Там мы живём в шатрах, готовим еду на кострах, причём именно ту, которая соответствовала воссоздаваемому историческому периоду, – отмечает мастерица.

Византийский стол

В этом году увлечённая семья побывала в Липецкой области на фестивале «Русборг», затем в Курской – на фестивале «Дружины Неполки». В планах – Беларусь, Ярославль, Гнездово.

Встречи реконструкторов время от времени проходят по всей стране и за рубежом. Супруги с детьми летали в Тобольск, Денис побывал в Польше и Сербии. Вместе не раз выступали в Москве и в Крыму.

– В 2019 году мы организовывали в столице площадку «Великий шёлковый путь» на фестивале исторической реконструкции «Времена и эпохи». На крымском полуострове делали уголок Византии в лагере Раннего Средневековья, – говорит Екатерина Шаронова. - Каждый выезд даёт новые практические наработки, проверяем в полевых условиях, как будут служить созданные нами вещи. На прошедшем под Липецком «Русборге» мы разрабатывали тему мадьяр. У мужа была воссоздана версия костюма из венгерского погребения воронежского села Воробьёвка, которое открыли в конце XIX века. У меня – наряд венгров Большетиганского могильника. Материалы из его раскопок хранятся в музее Казанского университета.

На «Русборге» этой весной погода выдалась холодной, и наши земляки проверили, как греют шубы из бобра в минус четыре и под лёгким снегом. Ещё провели кулинарный конкурс, помогли с организацией квиза и встретились с друзьями со всей страны – от Курска до Владивостока.

А на «Русборге-2020» Екатерина Шаронова представила византийское меню из обеспеченного дома. В нём были тушёный в кислом молоке с сумахом козлёнок; ячневый дрожжевой хлеб; домашний сыр на цитрусовой сыворотке с пажитником; рыбный соус (гарум), настоянный на тимьяне, орегано, корице, гвоздике и чёрном перце; оливки, лесные и грецкие орехи; варёная листовая капуста; сельдерей, уваренный в пасту маш с грецкими орехами; пшеничные булочки с мастикой, вымоченные в розовой воде с мёдом; инжир, яблоко, персик и ежевика, а также вино, настоянное на мирре, корице, чёрном перце и мёде.

В копилке супругов-реконструкторов множество дипломов за большой вклад в проведение различных фестивалей, за призовые места в конкурсах костюмов.

Екатерина Шаронова и Денис Поломанный говорят, что реконструкция – это уникальный вид творчества, который даёт возможность не только отдохнуть и получить новые эмоции, но и научиться делать всё необходимое для жизни своими руками, не бояться отключения электричества, горячей воды и отсутствия интернета и мобильной связи.

Людмила Грешнева

Фото из семейного архива Екатерины Шароновой и Дениса Поломанного