Во время празднования Дня села в Новой Усмани гостей праздника заинтересовала трёхметровая фигура медведя из бетона, которую разместили у памятника воеводе Борису Собакину. Кто-то делал с ней селфи, кто-то фотографировал рядом детей. В фигуре медведя с оскаленной пастью, с мечом и российским триколором на плече чувствовалась боевая сила и удаль. Оказалось, что автор скульптуры – местный житель Сергей Тришин. В своей мастерской он изготовил более 150 статуй из бетона. Мастер отразил в своём произведении то, как он видит сегодняшнюю Россию, дающую отпор врагу.
Рисовал и лепил с детства
Сергей Тришин родился в 1978 году в Калуге, вырос в Курске. Отец Николай Владимирович был военным, старался воспитывать в сыновьях - Сергее и его младшем брате Александре – мужественность, ответственность и самостоятельность. Парни занимались спортом. Отец считал, что сыновья после 18 лет будут достаточно взрослыми людьми и должны жить самостоятельно. Мальчиков Николай Владимирович познакомил с мифами Древней Греции, и сыновья знали о героях Эллады всё, что можно было найти в книгах. В детстве Сергей любил рисовать и лепить, чем частенько и занимался на уроках. Мама работала закройщицей и неплохо рисовала. Она погибла, когда Сергею было 15 лет.
- Я с детства был принципиальным, не терпел несправедливости, - рассказывает Сергей Тришин. – За брата всегда заступался, если отец его хотел наказать по ошибке. Говорил: «Меня лучше накажи». Я был, что называется, сорви голова. Конечно, сейчас понимаю, что в юности наломал много дров и наделал много глупостей. Теперь о многом сожалею.
После того как юношу отчислили из школы, отец посчитал единственно верным решением - устроить сына на работу на завод, где сам занимал одну из руководящих должностей. Сергей с 15 лет работал слесарем-сборщиком специальных приборов и радиоаппаратуры. И к 18 годам действительно стал жить самостоятельно.
Отец подарил совершеннолетнему сыну краски и посоветовал прочитать произведения Джека Лондона, а также детектив польской писательницы Иоанны Хмелевской «Что сказал покойник». Это был очень удачный совет. Книги зацепили Сергея. Он всерьёз заинтересовался художественной литературой и начал читать взахлёб. «Мастера и Маргариту», например, прочитал раз пять. В определённый момент он пресытился чтением и почувствовал, что хочет начать писать сам. С 25 лет три года писал мистические приключения, которые планирует со временем оформить в аудиокнигу. В его творческом багаже есть и стихи, и сказки.
К тридцати годам стал чаще общаться с отцом – их сблизили книги.
- Оказалось, что в тот период отец тоже писал, нам было интересно обсуждать прочитанное и осмысленное, а также написанное, - продолжает Сергей Тришин. – В центре моих произведений – душа человека и мотивы его поступков.
Спасительное чудо
После 30 лет переехал из Курска в Ессентуки, где жили родственники по материнской линии. Тогда в жизни Сергея произошли события, которые изменили его. Всё складывалось настолько сложно, что разрешить самому все проблемы не представлялось возможным – казалось, это тупик.
Сергей никогда не ходил в храм, хотя существование Бога не отрицал, но к религии относился, как к выдумке. Но однажды в Пасхальную ночь почувствовал, что - пора. В то время ему исполнилось 33 года.
- В храме, рядом с иконой Всех святых, со мной произошло чудо, и утром мне был дан ответ, - говорит Сергей Тришин. - Я неожиданно понял, как нужно правильно поступить. Это было единственно верное и действенное решение. Вскоре все проблемы рассеялись. Ещё не раз Сергей чувствовал неожиданную для него поддержку, необъяснимое, как он говорит – спасительное чудо.
- Иногда спрашиваю у новых знакомых, встретили ли они в своей жизни чудо, смогли ли прикоснуться к необъяснимому и спасительному, - ответы бывают разными, - говорит Сергей. – Мне посчастливилось – чудесные события всегда являлись мне вовремя, были неким спасательным кругом в водовороте жизни.
Сила и неуёмная энергия
Детское творчество Сергея Тришина к 15 годам переросло в более серьёзное занятие. Юноша пробовал отливать из металла сувениры. В один момент изготавливать такие фигуры стало невыгодно – их в большом количестве стали привозить из Китая. Он решил пойти по новому для себя пути – проконсультировался у ставропольского скульптора Евгения Кошелева и занялся крупными скульптурами из бетона. На сегодняшний день Сергей изготовил более 150 таких скульптур. Их в основном устанавливают в парках и скверах.
Последние семь лет Сергей Тришин живёт и работает в Новой Усмани. Он считает, что не каждому художнику полезно учиться. Бывает, что совсем нет искорки таланта или же она перегорает во время учёбы. Настоящий художник должен творить сердцем - так, как чувствует, не заботясь об общепринятых рамках или стандартах в искусстве, искренне выражая свои чувства и понимание.
- Всегда узнаю у клиента, почему он решил заказать ту или иную фигуру, стараюсь понять идею, - рассказывает мастер. – Если мне это чуждо по духу или вижу, что эта работа не будет интересна зрителю, не тронет его сердце, не будет нести в себе внутренний смысл, то, бывает, и отказываюсь от заказа.
Например, медведь, представленный во время празднования Дня села – седьмой. Каждая из работ имеет свой характер. Концепция для этого медведя родилась после начала спецоперации. Мастер назвал скульптуру пятитонного медведя - «Боевая Русь».
- Читал, изучал истории Руси, связанные с медведями, - говорит Сергей Тришин. – Долго продумывал фигуру, поворот головы, оскал пасти, доспехи. Все идеи воплотились в жизнь – фигура медведя обрела силу и неуёмную энергию.
Зверь, облачённый в доспехи, очертив на земле мечом красную линию, стоит на страже Отчизны. Видно, что его не на шутку растревожили, и у него уже не осталось никакого терпения. Он готов сразиться и победить любого врага. Вспоминается выражение «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!», которое принадлежит святому князю Александру Невскому.
Многие удивляются, почему бетонные фигуры, выполненные Сергеем, - львы, слоны, пантеры, медведи - часто выглядят агрессивно. Мастер объясняет эту особенность в своём творчестве глубинными чертами своего характера – нежеланием мириться с неправдой и несправедливостью.
Ольга Рындина
Фото автора