«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Бабий кут у русской печки

30 марта 2024
126
Бабий кут у русской печки

В Борисоглебске есть организация под названием «Равенство». Она объединяет молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. При ней создали музей «Горницу», в котором можно познакомиться с бытом русской деревни XIX века. Оказалось, что занятие это может быть интересным, если экскурсию проводит увлечённый человек. Такой, как руководитель музея Светлана Гладкова. Она рассказала нам о том, что такое бабий кут и для чего он был нужен в каждой русской избе.

Печь-кормилица

Источником тепла во всех русских избах была печь. Здесь же готовили еду. На Руси приготовление пищи было чисто женской обязанностью, соответственно, и полноправной хозяйкой у печи была женщина.

— За каждой печкой располагался так называемый бабий кут, или бабий угол, — рассказала мастерица и руководитель музея «Горница» Светлана Гладкова. — Там хозяйки не только готовили, но и хранили всё необходимое для работы — посуду, ухваты, ступу с пестом.

Это было исключительно женское место, куда мужчины не заходили. Кут отгораживали от общего обзора занавеской, а в некоторых домах устанавливали деревянную перегородку.

— Даже мужчины своей семьи старались не заходить в этот угол, а посторонним это вообще было запрещено, — отметила Светлана Ивановна.

Неотъемлемым элементом бабьего кута была судная лавка, которая шла от печи вдоль стены. Она была выше, чем остальные. Спереди имела дверцы или закрывалась занавеской. Внутри неё находились полки для посуды, вёдер, чугунков и горшков.

— В распоряжении женщин были чугуны разных размеров — для приготовления щей и каши, — рассказала Светлана Гладкова. — Чугуны — это аналог современных кастрюль, а вместо банок использовали крынки, их ещё называли горшками или махотками. В крынках хранили молоко. Были у хозяек и маленькие крынки — для сметаны.

Ложки и корцы — половники — наши предки делали из дерева. Они были больших размеров. К примеру, корец делали таким, чтобы за один раз можно было наполнить миску. Ложки тоже были больше, чем современные. Иногда для детей изготавливали маленькие ложечки. Зачастую их расписывали узорами.

У каждой — по лопате

В углу за печью хранились необходимые приспособления, без которых невозможно было бы приготовить еду. Одно из них — полутораметровая деревянная лопата для хлеба.

— У нас в музее есть небольшая лопатка, подобная той, с помощью которой женщины отправляли хлеб в печь и вынимали из неё, — сообщила Светлана Гладкова. — Хлебные лопаты - предметы индивидуального пользования. Их нельзя было попросить у соседки на время.

Чтобы достать чугун из печи, женщины использовали ухват. У каждой хозяйки их было несколько — под размер чугунов. Была и специальная подставка под горячий чугун — таганок.

А ещё в углу у печи хранили чапли, или чапельники, — это особый ухват для сковородки, имевший длинную ручку. В хозяйстве он был просто необходим. С его помощью женщина могла поставить сковороду глубоко в печь и достать её оттуда.

— У хозяек было несколько скалок и толкушек, — рассказала руководитель музея. — Все они также были изготовлены из дерева. Ручки зачастую делали расписными, чтобы посуда выглядела красиво.

В бабьем куте хранилась и небольшая лопата для чистки снега. Женщины на Руси вставали раньше всех и прочищали себе тропинку к хлеву, где жили коровы, козы, свиньи и куры. За печкой хранилось и коромысло — главный женский помощник.

— Его могли носить по-разному — и на одном плече, и накинув на оба, — рассказала Светлана Ивановна. — Тут вам и прямая осанка, и ровная походка, ведь воду носили из речки, которая, порою, находилась далеко. Хозяйке нужно было донести домой полные вёдра, не расплескав по дороге.

Здесь же, у печи, женщины ХIХ века хранили и стиральную доску. А стирать, как правило, ходили на реку.

Нелёгкая доля

У печи обычно хранили и ступу с пестом, или толкачом, как его ещё по-другому называли. Их использовали, чтобы делать муку в домашних условиях.

— Ступы чаще всего делали из цельного дерева, удалив сердцевину, — рассказала Светлана Ивановна. — Раньше представительницы слабого пола были не такими уж и слабыми. Пест и сам по себе очень тяжёлый, так к нему ещё требовалось прилагать серьёзные усилия, чтобы размолоть зерна. Я помню, как моя бабушка ещё пользовалась ступой. Она в ней перемалывала горох для скотины.

А ещё неотъемлемым женским атрибутом была прялка. Первые прялки, которыми пользовались наши прапрабабушки, были сборными. Они состояли из донца — основания, которое ставили на лавку или сундук. В донце было отверстие, куда вставляли гребень, а в руках хозяйки держали веретено.

— Такие прялки я уже не встречала в быту, а вот механические самопряхи, те, что с колесом, видела. Ими до сих пор пользуются, — отметила Светлана Гладкова. — Правда, мы их сейчас называем просто прялками. В детстве, когда я гостила у бабушки, часто просыпалась под звук такой прялки. Бабушка вставала рано утром, растапливала печь, кормила животных, готовила завтрак, а потом принималась за работу. Так раньше делали все хозяйки — хранительницы домашнего очага.

После посещения музея «Горница» хочется низко-низко поклониться нашим прапрабабушкам. Жизнь их была не в пример тяжелее, чем у нынешних хозяек, на помощь которым теперь приходит множество бытовой техники. Но они всё смогли и всё преодолели. Спасибо им за это!

Елена Шергелюк

Фото автора