«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Воронежская земля приняла по-матерински

сегодня
8
Воронежская земля приняла по-матерински

Мария Бакаева (в девичестве Климко) родилась в 1977 году в посёлке Ланчин Ивано-Франковской области Украины. Мама её, Мария Николаевна, работала продавцом, а отец, Михайло Васильевич, - водителем. В семье Климко было пятеро детей: четыре дочери и сын. Впервые в Панинском районе Маша оказалась летом 1997 года. А началось всё с того, что девятнадцатилетняя девушка из многодетной семьи решила подзаработать.

Любовь и свёкла

От своей тёти, жившей в ту пору в Воронежской области, Мария узнала, что в местных колхозах охотно нанимают приезжих для работы на плантациях сахарной свёклы. На свою первую в жизни дальнюю поездку она решилась потому, что из украинского посёлка набралась целая бригада.

В столицу Черноземья они ехали вдесятером. В Воронеже их пересадили в автобус и повезли в Панинский район. В селе Первая Ивановка молодых тружеников с Украины поселили в здании бывшего детского сада, а работать они стали на полях колхоза имени Дзержинского.

— Помню, был жаркий июньский день. Мы с подругой пошли на пруд купаться, — вспоминает Мария Михайловна. — Я вошла в воду, а местные парни стали дурачиться, пытаясь меня вытащить на глубину. Я закричала, что не умею плавать. Но те, будто не слышали.

Заступился за молодую девушку более взрослый парень по имени Виктор. Он был водителем и возил председателя колхоза. А ещё доставлял рабочим обеды в поле.

— Виктор помог мне выбраться на берег. А спустя несколько дней, мы встретились с ним в клубе на танцах. Потанцевали, а потом он предложил проводить меня до дома. Но я тогда наотрез отказалась от прогулки, — говорит Мария Михайловна.

На том бы и закончилась эта история, если бы водитель председателя не оказался настойчивым парнем. Виктор завёл знакомство с тётушкой Марии и всё расспрашивал её о девушке.

В лице родственницы он обрёл союзницу.

— Хороший, добрый парень, что ты ерепенишься? — сказала как-то она своей племяннице.

Между тем, Мария понимала, что через месяц ей уезжать. Она думала о расстоянии, которое обязательно разлучит. А тем временем парень не сдавался. Виктор стал приносить цветы и подарки. А когда пришло время отъезда девушки, сказал ей: «Оставайся, выходи за меня замуж».

—  Я уезжала домой с тяжёлым сердцем, — признаётся Мария Михайловна, спустя почти 30 лет.

Через неделю после возвращения ей пришло извещение. Девушку приглашали в местный узел связи на телефонные переговоры. Это был Виктор Бакаев. Потом от него одно за другим посыпались письма. Было ясно, что молодой человек не на шутку влюбился.

Новая семья

Случилось так, что один из земляков Марии, ездивший летом на подработку, в колхозе заболел. Панинские врачи удалили ему аппендицит и отправили долечиваться домой. Деньги за сезон, проведённый на сахарной свёкле, он не получил. И теперь ему нужно было за ними возвращаться в Первую Ивановку. Он и предложил Марии поехать с ним. Когда Маша сообщила Виктору, что может приехать, радости парня не было предела.

В декабре 1997 года он встретил гостей в Воронеже с букетом цветов и сразу повёз девушку знакомить с мамой. Кроме Виктора в семье Бакаевых было девять братьев и сестёр. Все они тепло приняли Марию. Больше Виктор свою любовь не отпустил.

В феврале 1998 года молодые сыграли свадьбу, торжество прошло в колхозной столовой. На праздник собралась многочисленная родня жениха. А с Украины приехала мама невесты с дедушкой Марии — Николаем Ильичем.

— Мама привезла мне красивое свадебное платье и фату, — вспоминает Мария Михайловна. — Дедушка — участник Великой Отечественной войны. У него весь пиджак был в орденах и медалях. Впервые на свадьбе я назвала свекровь мамой, а Виктор назвал мамой тещу. Так и обращались к ним всю жизнь. Свекровь поблагодарила мою маму, что она воспитала меня умелой хозяйкой. У сестры мужа я быстро научилась доить корову, помогала ухаживать за скотиной. А когда в марте того же года председатель колхоза выделил нам от хозяйства квартиру, свекровь отдала нам тёлочку и поросят. Так началась моя самостоятельная супружеская жизнь.

Вита и Даша

В декабре 1998 года на свет появилась первая дочка Бакаевых — Вита. А потом пожилой дядя Виктора позвал молодую семью к себе в Верхнюю Катуховку. Его жена ушла из жизни и пенсионеру было тяжело справляться с работой по дому. Своих детей у него не было. Так Мария и Виктор с дочкой перебрались в соседнее село Верхнюю Катуховку. Мария переводом перешла на работу в местную школу, здесь их дочка пошла в первый класс.

— Поначалу мне было тяжело привыкать к чужой земле, несмотря на тёплое отношение родных мужа,  —  говорит Мария Михайловна. — Родные были далеко. Мы каждый год ездили на Украину. Мама приезжала к нам нянчить внучку. В Катуховке познакомилась со своей соседкой Антониной. Оказалось, что она тоже с Украины. Мы с ней сдружились, помогаем друг другу.

В 2013 году у Бакаевых родилась младшая дочка Даша. Мария рассказала, что обрадовалась, когда в роддоме её принимали те же врач и медсестра, что и 14 лет назад с первой дочкой, — Вячеслав Николаевич Глухих и Татьяна Смагина. Женщина благодарна им за их профессионализм и доброе отношение.

Сейчас Даша уже подросток, но свою украинскую бабушку ни разу не видела. Мария Николаевна живёт на Украине, ей уже 71 год. У Марии Бакаевой о маме каждый день болит душа.

— Воронежская земля приняла меня по-матерински. Муж —заботливый, добрый человек. На каждый праздник дарит букет и подарки. Дочек обожает, — говорит Мария Михайловна. — Он как-то рассказал им, что когда я уехала в начале нашего знакомства, то плакал и переживал, что мы больше не увидимся. Но видно есть Господь на свете!

Ольга Горюшкина

Фото из архива Марии Бакаевой