«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Славянское братство

9 мая 2024
532
Славянское братство

Министерство обороны России совместно с МИДом нашей страны начало формировать молодёжную делегацию для участия в торжествах по случаю 80-летия Словацкого национального восстания. В её составе будут прямые потомки участников тех событий. В поездку пригласили и жителя города Калача Матвея Махонина, который является правнуком Михаила Цареградского.

Боевой путь

Матвей Махонин – студент первого курса лечебного факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова в Москве. Прадед Матвея – Михаил Цареградский – участвовал в Словацком национальном восстании.

– 9 Мая в нашей семье особенный праздник: праздник Победы и праздник памяти, – рассказал Матвей Махонин. – Эта семейная традиция длится многие годы: мы посещаем мемориал Скорбящая мать и обязательно приходим на могилу моего прадедушки Михаила Цареградского, прожившего трудную, но достойную жизнь.

Михаил Цареградский родился 7 ноября 1917 года в городе Калаче. После семи лет учёбы в школе переехал в Москву, где завершил обучение. Поступил в военное училище города Орджоникидзе и окончил его в 1939 году.

– Война застала прадеда на Кавказе, – продолжил Матвей. – Никто в семье Цареградских и не думал, что их сын через многие годы, в дни военного лихолетья, повторит боевой путь своего отца, Семёна Прокофьевича Цареградского – полного Георгиевского кавалера, который служил и воевал именно на Кавказе. В 1941 году прадедушка сражался с фашистами на Украине, где под Киевом был ранен. Пролечившись в госпитале, был зачислен в третий воздушно-десантный корпус в Ессентуках, который снова сражался на Кавказе, а потом попал под Сталинград. После второго ранения прадеда отправили в родной Калач, в отдел кадров Юго-Западного фронта. Здесь и состоялась его встреча с полковником Алексеем Никитичем Асмоловым, который был организатором и руководителем партизанской борьбы. Именно тогда Михаила Цареградского назначили начальником учебного пункта, где и ковались партизанские кадры.

Цель одна – разгром нацизма

С сентября 1944 года Михаил Цареградский занимал должность заместителя командующего главного штаба партизанского движения Чехословакии. Об этом периоде самоотверженной борьбы есть документальная повесть «От Дона до Низких Татр», написанная нашим земляком, врачом Александром Афанасьевым, а также книга генерала Алексея Асмолова «В тылу Вермахта».

– Многочисленные испытания, выпавшие на долю моего прадедушки и его боевых товарищей, описаны в этих книгах, – рассказал Матвей. – В ожесточенных боях партизаны вели борьбу с фашистами. Горы, снежные лавины, мороз, отсутствие продуктов, обледенелые тропы, преследование фашистов – каждый метр стоил таких усилий, что казалось, будто делается последний шаг. Ежедневно хоронили они своих друзей, а с живыми делили последний сухарь. Были случаи, когда в бою русские заслоняли от пуль венгра или словака, или наоборот. «Мы все руководствовались одной целью – разгромить фашистов, но нами двигало ещё и великое Славянское братство», – так говорил мой прадедушка.

9 мая 1945 года, находясь в местечке Кромпахи в Польше, Михаил Цареградский узнал о Победе. После войны до 1957 года он служил в ВДВ Киевского военного округа и ушёл на пенсию в звании подполковника. Все послевоенные годы он поддерживал тесные связи со своими боевыми друзьями.

– Дружба, рождённая в боях, дружба, скреплённая кровью, – это дружба навсегда! – считает правнук героя Матвей. – С генералом Асмоловым они оставались лучшими друзьями: встречались, переписывались, поздравляя друг друга с праздниками. Прадедушка несколько раз был в Чехословакии, а в 1985 году его отыскал чех, которому в 1945 году было 16 лет, и он сражался в их партизанском отряде. Он нашёл его адрес через Министерство обороны, выслал прадедушке приглашение, и вместе с моим дедом побывал у него в гостях.

Письмо из прошлого

Михаил Цареградский умер 17 октября 2000 года. Посмертно ему присвоили звание полковника. К сожалению, его правнуки родились тогда, когда его уже не было в живых. Но они много знают о нём, потому что в семье потомков Михаила Семёновича помнят, чтут и уважают своих героев.

Матвей Махонин с сестрами с раннего детства участвует в патриотических мероприятиях

А в 2003 году семья Цареградских получила ещё одно письмо, но уже из Израиля. Им писала художник Вера Шпиглер. Путешествуя по Словакии, посетив музей партизан, она нашла там фамилии и адреса Михаила Семёновича и генерала Асмолова. Она написала о том, что в 1944 году вместе с сестрой и родителями находилась в партизанском отряде в Ломницкой долине Словакии в числе беженцев. Женщина сообщила, что хотела бы внести имена этих двух командиров в книгу памяти Израиля за то, что они спасли жизни сотням евреев во время войны.

Прадед Матвея Махонина не получил этого письма, но семья ответила на послание и рассказала о его достойной жизни.

У Михаила Цареградского было более 30 орденов и медалей, в их числе орден Богдана Хмельницкого, орден Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны первой и второй степеней.

Зинаида Солнышкина

Фото предоставил Матвей Манохин