«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Поселились в Коминтерне

17 сентября
155
Поселились в Коминтерне

Жительница посёлка Коминтерн Таловского района Лилия Нечаева родилась в русской семье в Киргизии в 1964 году. Её папа работал преподавателем, а мама была начальником милиции. В Кыргызстане тогда можно было встретить людей самых разных национальностей. Примерно 25 % — узбеки, столько же киргизов и почти половина русских. Несмотря на разные национальности и вероисповедания, люди жили дружно.

Как поссорили людей

— Киргизы и узбеки исповедовали ислам, — вспоминает Лилия Николаевна. — Для них были построены мечети. А мы ходили в церковь. Никто из-за этого не ругался и не ссорился. Делить нам было нечего. Все вместе мы отмечали и православные праздники, и мусульманские. За одним столом гуляли свадьбы.

Все люди с удовольствием ели национальные блюда разных народов. Одинаково вкусно готовили киргизские лагман и манты, казахский бешбармак, узбекский плов, кавказский шашлык и русский борщ.

— Ели не за обычным столом, а сидя на топчане со спинкой, — говорит собеседница. — Его застилали ярким ковром или одеялом. И, кстати, в позе лотоса ловко сидели и старики, и дети.

Киргизы в основном занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни. С гор спускались, чтобы продать мясо, молоко и кефир. Большого богатства у них не было. Узбеки, напротив, считались зажиточными. Они очень много работали на земле.

— Узбеки выращивали овощи, фрукты, кукурузу, — говорит Лилия Николаевна. — Всё это они продавали на местных рынках. В Кыргызстане говорили: «Дай узбеку клочок земли - и он вырастит целый сад. Дай киргизу клочок земли - и он заведёт барана». Видно, из-за торговой жилки узбеки часто становились заведующими магазинами. Отсюда и красивая импортная одежда у них. Ведь в советские годы многое было в дефиците.

Те, кто стоял у руля в торговле, имели намного больше возможностей что-то приобрести, чем обычные люди.

Хорошая жизнь закончилась в 90-х. В годы "перестройки" вроде бы вчерашние друзья киргизы и узбеки стали врагами. Почему это произошло, никто объяснить не может. 

— Киргизам, конечно, хотелось лучшей жизни в своей республике, — вспоминает Лилия Николаевна. — Наверно, они считали, что узбекам слишком хорошо живётся на их земле. Так началась вражда, переросшая затем в конфликты.

Русских никто не трогал, но и жить в постоянном страхе стало невозможно. Многие семьи вынуждены были уехать в Россию.

Жизнь на новом месте

— Мы приехали в 1991 году в посёлок Коминтерн с четырёхлетней дочкой Леной, — рассказала собеседница. — Там, в Киргизии, я работала учителем в школе, а Сергей — мой муж — преподавал в институте. Здесь же нам нужно было строить свою жизнь заново — искать работу, покупать жильё. Благо председатель колхоза успокоил нас и пообещал помочь. Я устроилась в детский сад поваром. А мужу пришлось куда тяжелее — он больше не учил детей, а сел за руль трактора.

Когда семья Нечаевых обустроилась, было принято решение знакомиться с соседями. Ведь там, где жили супруги, так было принято. Прямо на улице установили столы, приготовили национальные блюда и пригласили всех. Коминтерновцы оценили плов по достоинству. Его готовил глава семьи Нечаевых в казане на костре. А вот лагман местные назвали… «борщом с макаронами».

Уже на новом месте в 1993 году у Нечаевых родился сын Илья. В это же время супруги строили дом. Председатель не обманул, когда говорил, что поможет. Он предоставил семье стройматериалы для будущего жилья. Чтобы выжить в нелёгкие годы "перестройки", супруги завели корову, быков и другую скотину. Пришлось также много трудиться на огороде.

Сейчас Лилия Николаевна не работает. Но она не привыкла сидеть без дела. 

— Мне нравится лепить пельмени, вареники и манты, — говорит Лилия Николаевна. — Хоть это и кропотливая работа, но зато получается очень вкусно.

А ещё в 2016 году она стала председателем ТОСа. Благодаря активным жителям Коминтерна удалось огородить кладбище, отсыпать щебнем дороги, сделать зону отдыха. Посёлок преобразился.

Сергей Нечаев так и работает трактористом. В свободное время он мастерит различные изделия из дерева. Во дворе у них чего только нет: арки, скамейки, беседка, мангальная зона, резной штакетник и многое другое. Дети не забывают родителей. Они — частые гости в этом доме. А внучка Наденька просто обожает гостить у бабушки с дедушкой.

События теперь уже далёких 90-х говорят о том, что те, кто ссорят между собой народы, вовсе не пекутся о благе простых людей. Их цель – вражда и разрушение. Всем нам об этом нужно помнить, особенно теперь, когда наше многонациональное Отечество проходит довольно сложный период очередного противостояния с Западом.

Ирина Кожанова

Фото автора

РЕЦЕПТ ПЛОВА от Сергея Нечаева



Ингредиенты: мясо — 1,5 кг, рис круглозерный — 1,2 кг, морковь — 1,2 кг, лук — 4 шт, зира, барбарис, перец чёрный молотый, соль, вода — 1,2 л, растительное масло — 300 г.

Рис залить горячей водой. Мясо нарезать небольшими кусками и обжарить в растительном масле 10–15 минут. Добавить нарезанный лук. Через пять минут всыпать нарезанную брусочками морковь. Жарить пять минут. Влить воду и тушить 10 минут. Добавить барбарис, зиру, соль, перец. Всыпать предварительно хорошо промытый рис. Не перемешивая его, утрамбовать. Вода должна выступать над рисом на 2 см. Варить 35–40 минут. Перемешать и подать к столу.