Несколько дней назад, 27 января, мировая общественность отмечала Международный день памяти жертв Холокоста. Его в ноябре 2005 года провозгласила Генеральная Ассамблея ООН, увековечив освобождение советскими войсками концентрационного лагеря Освенцим 27 января 1945 года. Эта дата, безусловно, стала одной из важнейших в жизни еврейских общин по всему миру, включая и Воронежскую область.
Возрождение еврейской общины в столице Черноземья началось в конце 1980-х годов. 19 октября 2014 года, торжественно открылась обновлённая Воронежская синагога – одна из старейших и самых крупных в России. Её площадь составляет 1200 кв. метров.
В настоящее время в регионе работают несколько еврейских общественных организаций, объединённых вокруг Общественной организации «Региональная национально-культурная автономия евреев Воронежской области». Возглавляет её член Национальной палаты при Губернаторе Воронежской области Виктор Дмитриевич Конищев.
Деятельность общины идёт по различным направлениям. Среди них - благотворительность, ориентированная на сохранение и развитие национальных традиций, культурного и религиозного наследия российских евреев, содействие в организации и проведении мероприятий, способствующих возрождению национального самосознания и распространению еврейской культуры и традиций, установление связей с еврейскими общинами других регионов и стран, обмен опытом, а также помощь в укреплении взаимопонимания, доверия, мира и дружбы между народами. Также община уделяет большое внимание восстановлению памятников и кладбищ.
Региональная национально-культурная автономия евреев Воронежской области реализует 12 разнонаправленных программ. Среди них есть просветительские, семейные и молодёжные.
При организации, например, работает подростковый клуб «Кнафаим Джуниор», детский развивающий центр досуга «Шемеш Матанель», есть воскресная школа.
Община гордится своими ансамблями - танцевальным «Атиква» и вокальным «Шир лаахава», в которых танцует и поёт талантливая молодёжь. Есть собственный волонтёрский проект и даже Школа вожатых. Действует семейный лагерь, где проводятся различные выездные мероприятия.
Ансамбль "Атиква" исполняет замечательный жизнеутверждающий танец под известную еврейскую песню «Хава нагила», написанную в 1918 году на хасидскую мелодию собирателем фольклора Авраамом Цви Идельсоном. Её название переводится как «Давай возрадуемся».
Воронежские евреи бережно относятся к своим обычаям, культуре и истории. Они изучают и обсуждают традиционные еврейские тексты, но интересуются и современной литературой. У них есть для этого Литературный клуб.
А ещё при Воронежской синагоге работает музей, в котором по крупицам бережно собраны материалы, рассказывающие о том, как формировалась еврейская община в Воронежской области.
Как это было
По установленной в 1769 году «черте оседлости» Воронежская губерния относилась к числу запретных мест для проживания евреев. Представители этого народа появились на территории губернии лишь во второй четверти XIX века. Это были солдаты, служившие в расквартированных здесь полках и батальоне внутренней стражи.
Дело в том, что во времена Николая I по указу 1827 года в среду кантонистов — малолетних и несовершеннолетних сыновей нижних воинских чинов, принадлежавших к военному ведомству, и в силу своего происхождения обязанных к военной службе – стали активно записывать еврейских детей, которым исполнилось 10 лет. В школе кантонистов они учились до 18 лет.
С 1815 по 1847 год в здании бывшей фабрики Гарденина в Воронеже как раз и находилась школа кантонистов. В этот период использовался лишь первый этаж, где учащиеся отрабатывали строевой шаг – именно с этим связано закрепившееся за зданием название «экзерциргауз», то есть дом для упражнений. Здание также использовалось как манеж для выездки лошадей, память об этом до сих пор хранит название соседней улицы – Манежная.
В еврейских семьях Ту Би Шват отмечается, как сельскохозяйственный праздник. Дети воронежских еврейских семей выучили с преподавателем словарь новых слов по этой теме, а потом спели праздничную песню вместе с родителями и гостями.
Официальная статистика вплоть до начала 1860-х годов не упоминает в Воронежской губернии лиц иудейского вероисповедания. Потому что до 1867 года отставные нижние чины не имели права свободного выбора места жительства. Речь идёт о евреях, не принявших православия.
Первые воронежские иудеи
Пожалуй, одним из первых евреев, появившихся в Воронеже, можно считать Владимира Александровича Гольдштейна (1821 – 1873), который оказался здесь не позднее конца 1840-х годов, первоначально в качестве типографского рабочего. В 1851 году он был приписан к цеховым ремесленникам и внесён в ревизские сказки. Вскоре он открыл частное заведение, став резчиком печатей.
К 1860 году относятся первые статистические сведения о численности евреев в Воронежской губернии. Насчитывалось 280 мужчин и 57 женщин. Спустя два года их общая численность выросла до 313 мужчин и 99 женщин, но распределение по городам изменилось. В Воронеже проживало 112 мужчин и 40 женщин, в Задонске – 126 мужчин и 41 женщина.
В 1852 году в Воронеже обосновался мещанин Хаим Геселевич Фейгин (1816-1895), который ведёт «частную тетрадь» с записями о рождении, браке и смерти евреев.
С начала 1860-х годов здесь уже упоминается еврейский молитвенный дом, хотя официальное разрешение на открытие молельни в арендуемом здании было получено только в 1874 году.
Зажжение свечей и чтение поминальной молитвы в канун Дня Победы.
С этого времени и до своей смерти должность общественного раввина, переизбиравшегося каждые три года, выполнял Хаим Фейгин, получивший серебряную медаль с надписью «За усердие». С 1877 года Хаим Геселевич стал вести официально признанные метрические книги евреев, которые ежегодно представлялись на проверку в городскую думу.
В начале 1870-х годов в Воронеже появились евреи с высшим образованием. Первым чиновником иудейского вероисповедания был член Окружного суда Григорий Вербловский.
От Маршака до Мандельштама
В 1880 году численность проживавших в губернии евреев достигла тысячи человек мужского пола. При этом личным правом проживания вне «черты оседлости» пользовались лишь 225 человек. В декабре 1883 года в среду прибалтийских немцев, владевших до этого аптеками в Воронеже, вошёл провизор Хаим Давидович Бомштейн. Он купил «вольную аптеку, заведённую в 1779 году», которая была второй по величине в Воронеже.
В числе лиц, имевших право свободного выбора места жительства, необходимо назвать мастера-мыловара, кайдановского мещанина Якова Мироновича Маршака (1885-1917), который обосновался с женой Евгенией Борисовной, урождённой Гительсон (1867-1917), в Воронеже в середине 1880-х годов. Он работал на мыловаренном заводе братьев Михайловых, находившемся на границе города и пригородной слободы Чижовки. Здесь в октябре 1887 года родился известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964).
Выставку «Искусство в годы Холокоста» в Воронежской синагоге можно увидеть в новом арт-пространстве старинного здания – на трёх этажах винтовой лестницы, ведущей в молельный зал. Здесь экспонируется 21 работа из собраний художественных произведений музея Яд ва Шем.
В 1890-е годы уже немало евреев находилось на службе в уездных земствах в качестве врачей, инженеров и техников. По переписи 1897 года численность лиц иудейского вереисповедания в Воронеже достигла 1788 человек при населении города в 80500 человек. Поэтому было подано ходатайство о строительстве синагоги. Разрешение Министерства внутренних дел было получено только со второй попытки в начале апреля 1901 года после поездки раввина С. Айзенштейна в Петербург.
Проект синагоги выполнил архитектор С.Л. Мысловский (1856- 1918). Поляк по национальности, он был самым известным архитектором в Воронеже. Станислав Мысловский с успехом построил десятки православных храмов и католических костёлов. Первое богослужение было совершено в праздник еврейского Нового года в сентябре 1903 года.
С 1870-х годов дети евреев, имевших право проживания вне «черты оседлости», обучались в воронежских гимназиях. Согласно установленной правительством процентной нормы, их численность в казённых учебных заведениях не должна была превышать пяти человек на каждые сто учащихся.
В декабре 1918 года новая Советская власть потребовала от раввина представить перечень серебряных предметов. А в начале 1920-х годов они были изъяты под предлогом «помощи голодающим».
В 1929 году развернулась кампания за закрытие Воронежской синагоги. В местной партийной газете появилась заметка под заголовком «Еврейскую синагогу – под клуб». Тем не менее, синагога действовала до ноября 1939 года, когда здание всё же передали тресту «Облтекстиль» под склады.
Это было непростое время. С одной стороны, в 1935 году в городе был создан первый джаз под управлением скрипача, дирижёра и композитора Соломона (Евгения) Виницкого (1903-1986). Джаз играл в фойе кинотеатра «Спартак», а потом Виницкий руководил оркестром цирка. А с другой - в 1934-1937 годах в Воронеже жил ссыльный поэт Осип Мандельштам (1891-1938) с женой Надеждой Яковлевной, урождённой Хазиной (1899-1980).
Ежегодно в канун Дня памяти жертв Холокоста в Воронежской синагоге проводятся поминальные мероприятия.
«Бейт-Хава»
Во время Великой Отечественной войны с июля 1942 года по январь 1943 года правобережная часть Воронежа была оккупирована фашистами. Не успевших эвакуироваться жителей немцы изгнали из города, а многих воронежцев - расстреляли.
В здание синагоги попала бомба, «впоследствии оно было сожжено немцами, осталась одна коробка». К осени 1944 года первый этаж синагоги был восстановлен. И до середины 1990-х годов здесь располагалось предприятие оптовой торговли «Ростекстильторга».
Большую роль воронежские евреи играли в послевоенной культурной, научной и производственной жизни города и области. А вот первая серьёзная попытка реконструировать Воронежскую синагогу была предпринята в 1999 году. Организации «Джойнт» и «РЕК» выделили деньги, на которые была отремонтирована крыша, поставлены окна, проведено отопление. И после, в течение 11 лет, в синагоге никаких ремонтных работ не проводилось. В 2010 году здесь начались восстановительные работы.
Открытию синагоги предшествовала почти четырехлетняя капитальная реконструкция. Работы велись при поддержке Российского еврейского конгресса, который помог объединить усилия всех участников проекта – областных властей, крупных российских меценатов и попечительского совета Воронежской еврейской общины.
19 октября 2014 года прошла торжественная церемония открытия Воронежской синагоги, которая стала важным событием – одним из ключевых за всю 150-летнюю историю еврейской общины Воронежа.
Воронежская синагога была построена раньше московской и стала второй в России после петербургской. Она названа «Бейт-Хава» – в память бабушки российского бизнесмена и филантропа, члена бюро Российского еврейского конгресса Германа Хана, оказавшего основную помощь в реконструкции. И теперь это некогда ветхое здание преобразилось в дом, где живёт молитва, где каждому рады и готовы помочь.
В еврейской общине ведётся большая работа. В том числе - поддержание порядка и осуществление благоустройства на еврейских кладбищах Воронежа и Борисоглебска. В рамках программы развивается сайт еврейских кладбищ, создан полнометражный документальный видеофильм о еврейском кладбище Воронежа «Дом собрания всего живущего», наглядно отображающий весь исторический путь еврейской общины города – начиная с момента её зарождения и заканчивая современностью.
Продолжается создание интерактивного музея «История Воронежской губернии: от истоков до современных дней». В нём размещены материалы в электронном виде, в том числе посвящённые Холокосту и истории еврейской общины Воронежского региона.
Иван Ветров
Фото – архив «ВМ»
Публикация подготовлена в рамках культурно-образовательного проекта «Единство» Центра социально-правовой поддержки переселенцев «Искусство Жить», поддержанного АНО «Образ будущего» по инициативе вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева и при непосредственной поддержке Губернатора Воронежской области Александра Гусева.