«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Дом, где согреваются сердца

30 января 2024
242
Дом, где согреваются сердца

Несколько дней назад, 27 января, мировая общественность отмечала Международный день памяти жертв Холокоста. Его в ноябре 2005 года провозгласила Генеральная Ассамблея ООН, увековечив освобождение советскими войсками концентрационного лагеря Освенцим 27 января 1945 года. Эта дата, безусловно, стала одной из важнейших в жизни еврейских общин по всему миру, включая и Воронежскую область.

Возрождение еврейской общины в столице Черноземья началось в конце 1980-х годов. 19 октября 2014 года, торжественно открылась обновлённая Воронежская синагога – одна из старейших и самых крупных в России. Её площадь составляет 1200 кв. метров.

Виктор Конищев 2024В настоящее время в регионе работают несколько еврейских общественных организаций, объединённых вокруг Общественной организации «Региональная национально-культурная автономия евреев Воронежской области». Возглавляет её член Национальной палаты при Губернаторе Воронежской области Виктор Дмитриевич Конищев.

Деятельность общины идёт по различным направлениям. Среди них - благотворительность, ориентированная на сохранение и развитие национальных традиций, культурного и религиозного наследия российских евреев, содействие в организации и проведении мероприятий, способствующих возрождению национального самосознания и распространению еврейской культуры и традиций, установление связей с еврейскими общинами других регионов и стран, обмен опытом, а также помощь в укреплении взаимопонимания, доверия, мира и дружбы между народами. Также община уделяет большое внимание восстановлению памятников и кладбищ.

Региональная национально-культурная автономия евреев Воронежской области реализует 12 разнонаправленных программ. Среди них есть просветительские, семейные и молодёжные.

При организации, например, работает подростковый клуб «Кнафаим Джуниор», детский развивающий центр досуга «Шемеш Матанель», есть воскресная школа.

Община гордится своими ансамблями - танцевальным «Атиква» и вокальным «Шир лаахава», в которых танцует и поёт талантливая молодёжь. Есть собственный волонтёрский проект и даже Школа вожатых. Действует семейный лагерь, где проводятся различные выездные мероприятия.

Ансамбль "Атиква" исполняет замечательный жизнеутверждающий танец под известную еврейскую песню «Хава нагила», написанную в 1918 году на хасидскую мелодию собирателем фольклора Авраамом Цви Идельсоном. Её название переводится как «Давай возрадуемся».

Воронежские евреи бережно относятся к своим обычаям, культуре и истории. Они изучают и обсуждают традиционные еврейские тексты, но интересуются и современной литературой. У них есть для этого Литературный клуб.

А ещё при Воронежской синагоге работает музей, в котором по крупицам бережно собраны материалы, рассказывающие о том, как формировалась еврейская община в Воронежской области.

Как это было

По установленной в 1769 году «черте оседлости» Воронежская губерния относилась к числу запретных мест для проживания евреев. Представители этого народа появились на территории губернии лишь во второй четверти XIX века. Это были солдаты, служившие в расквартированных здесь полках и батальоне внутренней стражи.

Дело в том, что во времена Николая I по указу 1827 года в среду кантонистов — малолетних и несовершеннолетних сыновей нижних воинских чинов, принадлежавших к военному ведомству, и в силу своего происхождения обязанных к военной службе – стали активно записывать еврейских детей, которым исполнилось 10 лет. В школе кантонистов они учились до 18 лет.

С 1815 по 1847 год в здании бывшей фабрики Гарденина в Воронеже как раз и находилась школа кантонистов. В этот период использовался лишь первый этаж, где учащиеся отрабатывали строевой шаг – именно с этим связано закрепившееся за зданием название «экзерциргауз», то есть дом для упражнений. Здание также использовалось как манеж для выездки лошадей, память об этом до сих пор хранит название соседней улицы – Манежная.

В еврейских семьях Ту Би Шват отмечается, как сельскохозяйственный праздник. Дети воронежских еврейских семей выучили с преподавателем словарь новых слов по этой теме, а потом спели праздничную песню вместе с родителями и гостями.

Официальная статистика вплоть до начала 1860-х годов не упоминает в Воронежской губернии лиц иудейского вероисповедания. Потому что до 1867 года отставные нижние чины не имели права свободного выбора места жительства. Речь идёт о евреях, не принявших православия.

Первые воронежские иудеи

Пожалуй, одним из первых евреев, появившихся в Воронеже, можно считать Владимира Александровича Гольдштейна (1821 – 1873), который оказался здесь не позднее конца 1840-х годов, первоначально в качестве типографского рабочего. В 1851 году он был приписан к цеховым ремесленникам и внесён в ревизские сказки. Вскоре он открыл частное заведение, став резчиком печатей.

К 1860 году относятся первые статистические сведения о численности евреев в Воронежской губернии. Насчитывалось 280 мужчин и 57 женщин. Спустя два года их общая численность выросла до 313 мужчин и 99 женщин, но распределение по городам изменилось. В Воронеже проживало 112 мужчин и 40 женщин, в Задонске – 126 мужчин и 41 женщина.

В 1852 году в Воронеже обосновался мещанин Хаим Геселевич Фейгин (1816-1895), который ведёт «частную тетрадь» с записями о рождении, браке и смерти евреев.

С начала 1860-х годов здесь уже упоминается еврейский молитвенный дом, хотя официальное разрешение на открытие молельни в арендуемом здании было получено только в 1874 году.

Зажжение свечей и чтение поминальной молитвы в канун Дня Победы.

С этого времени и до своей смерти должность общественного раввина, переизбиравшегося каждые три года, выполнял Хаим Фейгин, получивший серебряную медаль с надписью «За усердие». С 1877 года Хаим Геселевич стал вести официально признанные метрические книги евреев, которые ежегодно представлялись на проверку в городскую думу.

В начале 1870-х годов в Воронеже появились евреи с высшим образованием. Первым чиновником иудейского вероисповедания был член Окружного суда Григорий Вербловский.

От Маршака до Мандельштама

В 1880 году численность проживавших в губернии евреев достигла тысячи человек мужского пола. При этом личным правом проживания вне «черты оседлости» пользовались лишь 225 человек. В декабре 1883 года в среду прибалтийских немцев, владевших до этого аптеками в Воронеже, вошёл провизор Хаим Давидович Бомштейн. Он купил «вольную аптеку, заведённую в 1779 году», которая была второй по величине в Воронеже.

В числе лиц, имевших право свободного выбора места жительства, необходимо назвать мастера-мыловара, кайдановского мещанина Якова Мироновича Маршака (1885-1917), который обосновался с женой Евгенией Борисовной, урождённой Гительсон (1867-1917), в Воронеже в середине 1880-х годов. Он работал на мыловаренном заводе братьев Михайловых, находившемся на границе города и пригородной слободы Чижовки. Здесь в октябре 1887 года родился известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964).

Выставку «Искусство в годы Холокоста» в Воронежской синагоге можно увидеть в новом арт-пространстве старинного здания – на трёх этажах винтовой лестницы, ведущей в молельный зал.  Здесь экспонируется 21 работа из собраний художественных произведений музея Яд ва Шем. 

В 1890-е годы уже немало евреев находилось на службе в уездных земствах в качестве врачей, инженеров и техников. По переписи 1897 года численность лиц иудейского вереисповедания в Воронеже достигла 1788 человек при населении города в 80500 человек. Поэтому было подано ходатайство о строительстве синагоги. Разрешение Министерства внутренних дел было получено только со второй попытки в начале апреля 1901 года после поездки раввина С. Айзенштейна в Петербург.

Проект синагоги выполнил архитектор С.Л. Мысловский (1856- 1918). Поляк по национальности, он был самым известным архитектором в Воронеже. Станислав Мысловский с успехом построил десятки православных храмов и католических костёлов. Первое богослужение было совершено в праздник еврейского Нового года в сентябре 1903 года.

С 1870-х годов дети евреев, имевших право проживания вне «черты оседлости», обучались в воронежских гимназиях. Согласно установленной правительством процентной нормы, их численность в казённых учебных заведениях не должна была превышать пяти человек на каждые сто учащихся.

В декабре 1918 года новая Советская власть потребовала от раввина представить перечень серебряных предметов. А в начале 1920-х годов они были изъяты под предлогом «помощи голодающим».

В 1929 году развернулась кампания за закрытие Воронежской синагоги. В местной партийной газете появилась заметка под заголовком «Еврейскую синагогу – под клуб». Тем не менее, синагога действовала до ноября 1939 года, когда здание всё же передали тресту «Облтекстиль» под склады.

Это было непростое время. С одной стороны, в 1935 году в городе был создан первый джаз под управлением скрипача, дирижёра и композитора Соломона (Евгения) Виницкого (1903-1986). Джаз играл в фойе кинотеатра «Спартак», а потом Виницкий руководил оркестром цирка. А с другой - в 1934-1937 годах в Воронеже жил ссыльный поэт Осип Мандельштам (1891-1938) с женой Надеждой Яковлевной, урождённой Хазиной (1899-1980).

Ежегодно в канун Дня памяти жертв Холокоста в Воронежской синагоге проводятся поминальные мероприятия.

«Бейт-Хава»

Во время Великой Отечественной войны с июля 1942 года по январь 1943 года правобережная часть Воронежа была оккупирована фашистами. Не успевших эвакуироваться жителей немцы изгнали из города, а многих воронежцев - расстреляли.

В здание синагоги попала бомба, «впоследствии оно было сожжено немцами, осталась одна коробка». К осени 1944 года первый этаж синагоги был восстановлен. И до середины 1990-х годов здесь располагалось предприятие оптовой торговли «Ростекстильторга».

Большую роль воронежские евреи играли в послевоенной культурной, научной и производственной жизни города и области. А вот первая серьёзная попытка реконструировать Воронежскую синагогу была предпринята в 1999 году. Организации «Джойнт» и «РЕК» выделили деньги, на которые была отремонтирована крыша, поставлены окна, проведено отопление. И после, в течение 11 лет, в синагоге никаких ремонтных работ не проводилось. В 2010 году здесь начались восстановительные работы.

Открытию синагоги предшествовала почти четырехлетняя капитальная реконструкция. Работы велись при поддержке Российского еврейского конгресса, который помог объединить усилия всех участников проекта – областных властей, крупных российских меценатов и попечительского совета Воронежской еврейской общины.

19 октября 2014 года прошла торжественная церемония открытия Воронежской синагоги, которая стала важным событием – одним из ключевых за всю 150-летнюю историю еврейской общины Воронежа.

Воронежская синагога была построена раньше московской и стала второй в России после петербургской. Она названа «Бейт-Хава» – в память бабушки российского бизнесмена и филантропа, члена бюро Российского еврейского конгресса Германа Хана, оказавшего основную помощь в реконструкции. И теперь это некогда ветхое здание преобразилось в дом, где живёт молитва, где каждому рады и готовы помочь.

В еврейской общине ведётся большая работа. В том числе - поддержание порядка и осуществление благоустройства на еврейских кладбищах Воронежа и Борисоглебска. В рамках программы развивается сайт еврейских кладбищ, создан полнометражный документальный видеофильм о еврейском кладбище Воронежа «Дом собрания всего живущего», наглядно отображающий весь исторический путь еврейской общины города – начиная с момента её зарождения и заканчивая современностью.

Продолжается создание интерактивного музея «История Воронежской губернии: от истоков до современных дней». В нём размещены материалы в электронном виде, в том числе посвящённые Холокосту и истории еврейской общины Воронежского региона.

Иван Ветров

Фото – архив «ВМ»

Публикация подготовлена в рамках культурно-образовательного проекта «Единство» Центра социально-правовой поддержки переселенцев «Искусство Жить», поддержанного АНО «Образ будущего» по инициативе вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева и при непосредственной поддержке Губернатора Воронежской области Александра Гусева.