«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Султан из хутора Землянка

28 марта
180
Султан из хутора Землянка

Житель Чечни Султан Шавлаев с супругой переехал в Воробьёвский район в 1988 году.  Здесь они поселились на хуторе Землянка. Вместе с двумя земляками-единомышленниками были в числе первых животноводов-арендаторов, которые появились в регионе в конце 80-х. А началась эта история с телемоста между Воронежем и Грозным. Там рассказывали о пустующих землях региона, идеально подходящих для разведения овец.

Первый арендатор

Увидев передачу по телевизору, Султан Шавлаев захотел примерить на себя непонятное, но такое заманчивое слово «арендатор». Тем более, что первопроходцам обещали поддержку со стороны областного руководства.

– Я приехал в Воронежскую область со своими друзьями развивать бизнес по выращиванию овец, – рассказал Султан Шавлаев. – Это было ещё при Советском Союзе. До его развала оставалось три года и ничто не предвещало грядущих перемен. Мне на тот момент было 29 лет. Я служил в структуре МВД, был спортсменом, двухкратным чемпионом республики и на хорошем счету у местного руководства. Когда начальник узнал о моём намерении уволиться, долго уговаривал этого не делать. Но я уже горел идеей заняться новым делом и отступать от задуманного не собирался.

Изначально арендаторы планировали пожить в регионе года три. По их мнению, этого времени было бы достаточно, чтобы понять, тем ли делом они занялись или нет.

– Приехав сюда, на хутор Землянка, мы увидели прекрасное место для новой жизни, – вспоминает Султан. – В те времена это был густонаселённый пункт, где жизнь буквально била ключом, потому что у людей была работа.

Приезд чужаков насторожил местных жителей. Слишком уж они были не похожи на хуторян. Водку не пили. Держались особняком. Оформив всю необходимую документацию, развели более двух тысяч овец. Причём всю работу выполняли сами, без наёмной силы. Арендаторы за три года добились рекордных для Воронежской области показателей по выращиванию ягнят. Об их успехах писали в газетах и показывали по телевидению.

Смотритель хутора

В 2024 году исполнится 36 лет, как выходцы Северного Кавказа приехали в Воробьёвский район. За это время произошло много перемен. Единомышленники Султана Шавлаева уехали. Местный колхоз распался. Как только не стало работы – ушли люди. Хутор Землянка живёт только благодаря Султану и его супруге, которые сейчас являются единственными его постоянными жителями. Лишь на лето сюда, в свои родовые гнёзда, приезжают несколько семей.

По сути, Султан сейчас единоличный смотритель вымершего хутора. Ежедневно он обходит дозором некогда бурлящий жизнью населённый пункт, чтобы не безобразничали расхитители брошенных домовладений. Удивительно, что, оставшись практически в одиночестве, он не чувствует себя покинутым.

– У меня много друзей, с которыми я перезваниваюсь. Мы встречаемся, ездим друг к другу в гости, – рассказал селянин. – Я вполне доволен теми условиями, которые у меня есть. Пусть газ привозной, отопление печное и нет централизованного водопровода – главное, что здесь есть тишина и свобода от всех условностей цивилизованной жизни.

Султан Шавлаев продолжает заниматься разведением коз и птицы на продажу. Правда, уже не в таких больших объёмах, как раньше. Продукцию отвозит на рынок. Людям нравится его товар, а ему большего и не надо. На жизнь хватает.

- Я часто бываю у себя на Родине в Чечне. Конечно, немного скучаю по глубоким ущельям и нашим горам со снежными шапками, которые сверкают на солнце, - ностальгирует Султан. - А какие реки у нас текут! Вода такая чистая, как горный хрусталь и ледяная, что зубы ломит.

Султан Шавлаев родом из Грозненского района, из совхоза «Грозненский молочный №15». Когда-то это было самое большое хозяйство на Северном Кавказе. Располагалось оно в долине между двумя хребтами - Сунженским и Терским. Хозяйство давало в хорошие времена за сутки 25 тонн молока, обеспечивая горожан исключительно качественным продуктом.

- В нашем селении было очень много людей, к примеру, у нас на улице было четыре дома и из них в школу ходило 27 школьников! Моя семья считалась самой малодетной, поскольку нас было всего шестеро – три брата и три сестры.

Разный менталитет

Несмотря на то, что Султан в Воробьёвском районе живёт 36 лет, он так и остался человеком с гор – со своим менталитетом, правилами и законами. Даже спустя годы, среди односельчан у него есть хорошие товарищи, но близкого друга так и не появилось.

– Мы совершенно разные люди, – считает Султан Шавлаев. – Я – чеченец, у меня совсем другие взгляды на жизнь, на религию. У нас, например, не принято называть людей по имени и отчеству, потому что это оскорбительно звучит по отношению к отцу. Выходит, что сын или дочь главнее отца. Не принимаю пренебрежительного отношения к памяти предков.

В еде у чеченцев тоже свои вкусы. Они отдают предпочтение практичным мясным блюдам.

– К примеру, у нас нет такой еды как жаренное мясо. Потому что мы считаем это переводом продукта и времени, – рассказал чеченец. – Есть другое изумительное блюдо, которое называется жижиг-галнаш, которое готовится из курятины, баранины или говядины на косточке. А какие у нас лепёшки с тыквой и творогом! Называются – хингалш. Их не жарят на сковороде на подсолнечном масле, а пекут в печи. Потом пропаривают водой и кушают пропитанными топлёным маслом, которое подают к лепёшкам в отдельной миске. Едят их вилкой или руками, нарезав на порционные куски.

Султан пьёт только настоящий чай, который ему привозят с юга. Пакетированный он «не понимает», как и одноразовые пластиковые стаканчики, считая их настоящим самоубийством. Также он собирает ароматные травы, заготавливая их впрок и недоумевает, почему селяне выбирают химию, вместо того чтобы пользоваться дарами природы.

А ещё человеку с гор не понятна русская душа, которая, распахиваясь после рюмки водки, может навредить ближнему. Поэтому он никогда не присоединяется к гуляющей компании, понимая, что сдержать себя во время несправедливых упреков между подвыпивших людей, не сможет.

– Мне нравится в ваших людях их отходчивость, – сказал Султан Шавлаев. – Вспылив, они быстро забывают обиду. У нас такого нет. Мы, горцы, можем годами держать злобу в сердце. Возможно, это и плохо, но такими нас создал Всевышний.

Жижиг-галнаш от Султана Шавлаева



Мясо курицы, баранину или говядину отварить до готовности. Замесить крутое и эластичное тесто: в глубокую посуду насыпать муку, налить в неё воду, добавить яйцо и чайную ложку соли. Разделить тесто на две равные части, одну из частей раскатать в лепешку толщиной около 1 см, нарезать на полоски шириной по 2-3 см, а затем – на более мелкие кусочки по 1 см. Маленькие нарезки, прижимая тремя пальцами, растягиваем по направлению к себе – получается ракушка. Вторую половину теста раскатать – сделать галушки. Отварить в бульоне, чтобы мучные изделия не слиплись между собой. Сделать чесночный соус: растереть чеснок, добавить соль и залить эту смесь мясным бульоном. Подают жижиг-галнаш отдельными порциями каждому человеку: в мисочку наливают соус, на тарелку выкладывают мучные галушки, а сверху отварное мясо.

Ольга Цапкова

Фото автора и ideireseptov.ru