«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

В Воронеже в Благовещенском соборе прошла рождественская служба

7 января
197
В Воронеже в Благовещенском соборе прошла рождественская служба

В ночь великого православного праздника Рождества Христова, с 6 на 7 января 2025 года, митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий совершил божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Рождественскую службу посетили сотни жителей столицы Черноземья.

Перед началом праздничного всенощного бдения в канун Рождества Христова митрополит Леонтий торжественно внёс ковчег с частицей Древа Яслей Господа в Благовещенский кафедральный собор и с архиерейской кафедры благословил святыней всех собравшихся. Ковчег установили в западной части собора, где во время всего богослужения к нему был открыт верующим свободный доступ.

Всенощное бдение началось чтением великого повечерия. Трижды открывались Царские врата - во время пения хором торжественных, главных песнопений праздника. Духовное торжество молитвенным пением украшал смешанный хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Ильи Ижогина.

По завершении великого повечерия митрополит Леонтий возглавил чин литии - прилежного моления о всём мире - и освящение хлебов. Перед чтением шестопсалмия хором был торжественно воспет священный гимн, который в Рождественскую ночь услышали от ангелов Вифлеемские пастухи: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк. 2:14).

После чтения шестопсалмия и мирной ектении Владыка Леонтий с сослужащими клириками кафедрального собора вышел на середину храма для совершения полиелея. Духовенство и все молящиеся, попеременно с хором, воспевали величание Рождеству Христову.

После пения праздничного прокимна Архипастырь на кафедре возгласил евангельское зачало, повествующее о событиях священной Рождественской ночи: "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. А всё сие произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус" (Мф. 1:18-25).

После чтения Евангелия Высокопреосвященнейший Владыка произнёс проповедь, в которой призвал паству благодарить Бога за Его любовь к человеческому роду и воплощение для спасения мира. Также митрополит Леонтий подробно рассказал о принесённой святыне - частице Древа Яслей Богомладенца Христа.

По завершении проповеди, во время чтения канона, митрополит Леонтий помазал духовенство и мирян освященным елеем.

По возгласе Архиерея "Слава Тебе, показавшему нам свет!" хор пропел Великое славословие - древний гимн хвалы Господу, одно из важнейших песнопений утрени.

Затем митрополит Леонтий и священнослужители у украшенной живыми цветами праздничной иконы на середине храма воспели величание праздника Рождества Христова и другие молитвенные песнопения.

Напомним, что Рождество — важный праздник для христиан всех конфессий, ведь оно знаменует начало земной жизни Христа. Русская православная церковь отмечает его 7 января, а Западная церковь и 11 поместных православных церквей — 25 декабря. Расхождения в датах возникают из-за того, что у православных богослужебный календарь ведётся по юлианской системе («старый стиль»), а у католиков и протестантов — по григорианской.

Начиная со II века Рождество праздновали в день Богоявления — так называли большое церковное торжество, посвящённое одновременно трём важным событиям: появлению на свет Иисуса, принесению волхвами даров и Крещению Христа в реке Иордан. Самостоятельным праздником Рождество стало только в IV веке, при папе Юлии. Сейчас Русская Православная Церковь называет Богоявлением Крещение, которое отмечается 19 января.

События Рождества подробно описаны в Евангелиях от Матфея и Луки. По преданию, римский император Октавиан Август объявил всеобщую перепись населения в своём государстве, куда на тот момент входил и Израиль. Согласно иудейской традиции, человек должен был оставить запись о себе в том городе, откуда происходил его род. Поэтому Иосиф Обручник отправился с беременной Девой Марией в Вифлеем.

Из-за большого количества участников переписи святые супруги не смогли заселиться в гостиницу в Вифлееме и были вынуждены ночевать в пещере, куда загоняли скот. Там же Мария родила Сына Божьего, которого нарекла Иисусом. Спеленав младенца, она положила его в ясли — кормушку для животных.

Неподалеку от пещеры в поле находились пастухи со своими стадами. Ночью перед ними явился ангел и сообщил о рождении Спасителя. Поражённые пастухи поспешили к месту, где остановилось святое семейство, чтобы поклониться Богомладенцу и его Матери. Так, первыми свидетелями величайшего чуда стали не цари и мудрецы, а обычные люди.

После Рождества произошло ещё одно важное событие — на небе загорелась новая звезда, которую позднее назвали Вифлеемской. Её свет привёл в город мудрецов с Востока — волхвов. Они тоже пришли поклониться Сыну Божьему и принесли дары: ладан (благовоние), золото и смирну (смола для помазания умерших).

Когда о рождении Мессии узнал царь Ирод, он приказал убить всех младенцев младше двух лет, появившихся на свет в Вифлееме. Однако ангел предупредил Иосифа о грозящей его сыну опасности, и тот успел скрыться с семьей в Египте. Там они находились до самой смерти тирана.

Празднование Рождества начинается накануне, в сочельник. Это самый строгий день Рождественского поста, на протяжении которого люди, соблюдающие церковный устав, воздерживаются от пищи до окончания богослужения. Перед всенощным бдением разрешается подкрепиться сочивом — постным блюдом из зерна и мёда. Считается, что именно оно дало название сочельнику.

С 6 на 7 января в тысячах православных храмов по всему миру проходят торжественные богослужения, которые длятся до глубокой ночи. Главная служба Русской Православной Церкви проходит в храме Христа Спасителя в Москве, на ней присутствует патриарх Кирилл.

Иван Ветров

Фото Виталия Грасса



Возврат к списку