Вчера, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, глава Воронежской митрополии, посетил старинный Тихвино-Онуфриевский храм в историческом центре Воронежа.
За Божественной литургией Правящему Архиерею сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, благочинный Центрального церковного округа и настоятель храма протоиерей Николай Лищенюк, клирик Татианинского храма, помощник благочинного по молодёжной работе иерей Михаил Вознюк, клирик Владимирского храма иерей Антоний Кирьянчук и клирик Тихвино-Онуфриевского храма иерей Александр Каширин. Молитвенным пением богослужение украшал женский хор храма.
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий обратился к духовенству и прихожанам. В частности, Владыка подчеркнул, что в мире не было и нет ни одного государства, кроме Византии и России, в истории которых так деятельно принимала бы участие Божия Матерь через Свои иконы.
- Мы знаем из истории, сколько Тихвинская икона Божией Матери помогала в защите нашего государства. И наш долг в это трудное время молиться, чтобы Матерь Божия сохранила бы нас как носителей той православной культуры, которая является единственно истинной и которая ведёт каждого человека к истинному богопочитанию, - сказал митрополит Сергий.
В завершение богослужения духовенством был совершён молебен пред иконой Божией Матери "Тихвинская". Также верующие прошли крестным ходом вокруг храма.
По преданию, чудотворная Тихвинская икона Божией Матери одна из трёх икон, которые являются ровесниками Самой Божией Матери. Считается, что она принадлежит кисти святого апостола Луки, который послал её в дар правителю Антиохию. После смерти правителя икону перенесли в Иерусалим, а оттуда в V веке императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, взяла её с собой в Константинополь. Икона эта, почитавшаяся покровительницей Византийской империи, в 1383 году исчезла из Константинополя и появилась над Ладожским озером в пределах Великого Новгорода.
Надо сказать, что XIV–XV века – это переломная эпоха русского сознания. He отвергая начал греческого богословия и отнюдь не превозносясь, формируется богословие русское. В это время происходят два события, пошатнувшие доверие русских к грекам: Флорентийская уния с католиками 1439 года, когда были подписаны положения о признании первенства Римского епископа, и взятие в 1453 году Константинополя турками.
Тогда же рождается идея Москвы как третьего Рима, слагаются сказания о бегстве святынь из опозоренных центров древнего греческого благочестия. К этому периоду и относится появление у нас великой византийской святыни, получившей наименование по месту, Ею избранному для явления в России, – Тихвинской иконы Божией Матери.
Образ этот до революции находился в Новгородском Софийском соборе. А после долгое время хранился в потаённом месте. После войны Тихвинская икона Божией Матери оказалась в США. Торжественное возвращение святыни произошло 8 июля 2004 года. После 60-летнего отсутствия, святыня вернулась в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, который избрала для своего постоянного пребывания шесть столетий назад.
Олег Горностаев
Фото - Воронежская митрополия