Тайна саркофага, шедевр за ведро груш и старейшая в России коллекция египетских ценностей - всё это о сокровищах Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского, который, кстати, сам находится в здании бывшего дворца, построенного в XVIII веке. Сегодня мы расскажем вам о семи фактах из жизни этого музея. Наверняка они вызовут у вас удивление, а может быть, и станут поводом для гордости за родной город, который усилиями людей разных национальностей собрал и сберёг уникальные экспонаты.
Египетская коллекция
Не все, наверное, знают, что в Воронеже хранится старейшая в России коллекция египетских артефактов. Об удивительной истории её появления рассказала заведующая сектором рекламы музея имени И.Н. Крамского Анна Палий.
Появлению настолько ценного собрания Воронеж обязан 24-летнему эстонскому дворянину, путешественнику Отто Фридриху фон Рихтеру. Моду на Египет задал Наполеон, отправившийся туда в 1798 году. Вот и Фридрих весной 1815 года начал четырёхмесячную экспедицию по этой стране.
За время путешествия молодому учёному удалось собрать превосходную коллекцию произведений древнеегипетского искусства: предметы культа, стелы, пирамидион (камень пирамидальной формы, который древние египтяне устанавливали на вершине египетской пирамиды), статуи, разнообразные амулеты, домашнюю утварь. Через год после путешествия молодой человек скоропостижно скончался в Измире, но перед смертью успел отправить коллекцию своему отцу. Отто Магнус фон Рихтер подарил её Дерптскому университету при условии, что она будет доступна для всех.
В 1918 году университет эвакуировали в Воронеж. Так уникальное собрание оказалось сначала в музее древностей и изящных искусств Воронежского государственного университета (ВГУ), а потом вошло в собрание художественного музея имени И.Н. Крамского.
Когда посетители музея узнают, что в египетской коллекции есть саркофаг, то непременно спрашивают, где же фараон? Мумия отсутствовала уже к моменту приобретения реликвии Отто Фридрихом фон Рихтером. К тому же в этом саркофаге никогда и не было фараона. Там находилась мумия царского писца. Когда и почему она исчезла, специалистам, к сожалению, неизвестно.
Первый раз саркофаг пытались открыть в 1965 году. Тогда это не удалось, так как колышки основания были замазаны клеем и прочно прилипли. Вторая попытка была сделана в 2015 году. Крышку приоткрыли и с помощью специальной камеры посмотрели, что скрывается внутри. Оказалось, что саркофаг изнутри покрыт потрясающей росписью, которая несмотря на 3 тысячи лет прекрасно сохранилась. Изображения духов, символы вечной жизни и образы божеств-хранителей помещены на насыщенный бордово-терракотовый фон. Но кроме замечательной росписи исследователи внезапно обнаружили там ещё и театральную афишу цирка Труцци из города Юрьева, датированную 1907 годом.
Голова богини Исиды и фреска из Капуи
В музее долгое время хранился осколок скульптуры – верхняя часть женской головы до носа. Никто не знал, откуда этот фрагмент и чьё это изображение. Один из хранителей начал своё детективное расследование.
Он изучал фонды музея имени А.С. Пушкина, писал в Ватикан. Выяснилось, что это часть поясного бюста богини Исиды, который хранился в музее до войны. Он пережил оккупацию, но на сегодняшний день от него остался только этот обугленный осколок, а также фрагменты прядей, найденные в коллекции фарфора.
Среди памятников музея есть ещё один уникальный предмет. Это фреска из города Капуи, датируемая IV веком до н.э. Долгое время считалось, что древнегреческая живопись вовсе не сохранилась. Однако позже были найдены первые предметы искусства. И в воронежском художественном музее хранится один из подобных памятников, являющийся единственным в российских музейных собраниях.
На фреске изображён воин-победитель верхом на коне, который возвращается с поля боя. Из оружия у воина лишь копьё, а на нём – белая туника, обагрённая кровью, и пояс. Это трофеи, захваченные у убитого врага.
Фреска была частью гробницы-цисты. Это особый вид погребального сооружения: каменные плиты укладываются ниже поверхности почвы и перекрываются плоской или двускатной крышей. Росписи находились внутри плитовых гробниц и создавались на месте. В сюжете важное место занимает торцовая плита со сценой возвращения воина. Частью подобной композиции была и воронежская фреска.
Она была найдена в ноябре 1871 года в итальянском городе Санта-Мария-Капуа-Ветере. В том же году её приобрели для музея Дерптского университета. А при его эвакуации в 1918 году фреску в составе коллекции привезли в Воронеж.
В столице Черноземья она оказалась после эвакуации Дерптского университета. С 1918 года фреска хранилась в фондах музея, а в 2023-2024 годах бесценную итальянскую реликвию восстановили во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря под руководством реставратора высшей категории Александра Горматюка.
С 3 февраля по 30 марта 2025 года фреска будет экспонироваться на выставке в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, после чего её вернут в Воронеж и впервые покажут широкой публике.
Русский авангард по воспоминаниям
До Великой Отечественной войны музей обладал значительной коллекцией картин современного искусства, в которую входили шедевры кисти Константина Коровина, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко, Варвары Бубновой, Натальи Гончаровой и других мастеров.
Первые годы войны стали непростыми для воронежцев, жители и учреждения в спешке покидали город. В Омск была эвакуирована и коллекция музея, однако не все произведения искусства удалось вывезти. Музей запрашивал для эвакуации пять эшелонов, но было предоставлено всего два. Более тысячи предметов были признаны «экспонатами второстепенного характера». Среди них оказались образцы русского авангарда. За время активных боёв Воронеж сильно пострадал и был практически стёрт с лица земли. Здание музея, в котором на тот момент располагался Дом организаций, было частично разрушено, а сотни экспонатов исчезли.
В архивах музея сохранились сделанные ещё до войны детальные описания утраченных картин. Они дают нам представление о сюжетах, композициях, объектах и цветовой гамме потерянных полотен. Для многих картин это стало единственным источником информации, так как снимки их не сохранились. В прошлом году нейросеть СБЕРа Kandinsky возродила образы утраченных полотен с помощью оставшихся текстовых описаний. Музей имени И.Н. Крамского стал первым в России, «воссоздавшим» пропавшие шедевры.
Шедевр за ведро груш
Можно ли сейчас за ведро груш купить музейную ценность? 100 лет назад это было возможно.
Последние годы Гражданской войны были тяжёлыми для Воронежского края. Город занимали то красные, то белые, на площадях проходили публичные казни. Но и в таких условиях продолжала существовать в Воронеже музейная жизнь. Служившие искусству работники порой сами недоедали, недопивали, скитались по квартирам, но, невзирая на это, в 1919 году им удалось приобрести этюд Александра Новоскольцева «Иван Грозный» за 120 рублей, вырученных от продажи груш в саду. А уже после Великой Отечественной войны в 1959 году музей приобрёл законченный вариант картины.
Сегодня обе работы экспонируются на втором этаже музея. Кстати, «Воронеж многонациональный» подробно рассказывал о жизни и творчестве академика исторической живописи Александра Новоскольцева. Он наш земляк, поскольку родился в Землянском уезде Воронежской губернии.
Дворец губернатора Ивана Потапова
Воронежцы привыкли к тому, что фасад Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского просматривается с проспекта Революции лишь через три арки здания Управления ЮВЖД. Но так было далеко не всегда.
Дом-дворец, в котором расположен музей, появился в городе в 1777–1779 годах по заказу воронежского губернатора Ивана Потапова, став первым каменным зданием на недавно появившейся улице.
Перед дворцом были выстроены одноэтажные технические постройки, образующие квадратный парадный двор, за домом находилось два полутораэтажных флигеля, а за ними – первый регулярный сад города. В таком виде территория дворца существовала до конца 1920-х годов. Уже после район начал застраиваться жилыми домами, появилась улица Чайковского и первое здание Управления ЮВЖД, а территория дворца стремительно сокращалась. Последние служебные постройки были снесены после Великой Отечественной войны.
Софья Иванова
Фото Константина Толоконникова и Воронежского музея имени И.Н.Крамского