«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

«Самую красивую осень я увидела в России»

сегодня
18
«Самую красивую осень я увидела в России»

Народного мастера Воронежской области из Семилук, хозяйку местного музея народного быта и организатора выставок в районном Дворце культуры Евгению Афанасенко многие знают в этом небольшом райцентре.  Но в жизни интересного человека всегда найдётся что-то, чему ещё можно удивиться. Например, мы только недавно узнали, что Евгения родом из Киргизии.

В Киргизию со своим булыжником

Родилась Женя в 1986 году в столице Киргизии — Фрунзе (ныне Бишкек). В то время это была ещё Киргизская Советская Социалистическая Республика. Много лет назад её родственники по материнской линии переехали в Среднюю Азию, чтобы возделывать там земли. 


Мама Вера составляла генеалогическое древо семьи. Оказалось, их предки несколько поколений назад жили в Воронежской губернии. Можно сказать, что они не переехали в Россию, а просто вернулись домой. Ведь Пётр Емельянович Кудинов, прадедушка Евгении Афанасенко, родом из Богучарского уезда

— Дорога их была дальняя. Шли на волах, везя в тележках самое ценное и необходимое. И среди важного — громадный булыжник. Зачем? Капусту солить. Этот эпизод в семейном кругу мы всегда вспоминаем с улыбкой. Уж чего­чего, а нехватки камней в Киргизии не было, — рассказала, смеясь, Евгения. 

В Бишкеке собеседница училась в русскоязычном классе и все предметы в школе ей преподавали на русском. Примечательно и то, что некоторые киргизы, особенно те, что жили в столице, не говорили на своём родном языке, общались тоже на русском. Жили дружно, все праздники и мусульманские, и православные отмечали вместе.  

Мама Евгении, Вера Цинайкина, преподавала рисование в школе. Говоря о ней, многие отмечали её доброту и талант. И несмотря на то, что художественную школу она не окончила, реализоваться в жизни ей это не помешало.  

— Тяга к искусству у тебя в маму? — обращаюсь к Евгении.

— Думаю, да. Она часто при нас рисовала и даже писала рассказы. У неё была такая маленькая печатная машинка, на которой поздними вечерами она набирала свои произведения. Все разные, но добрые и в каждом затрагивалась какая-­то проблема или, например, детский страх. Через своих персонажей она помогала людям разобраться в себе. 

— Года в три я нарисовала котика. И видимо, по мнению мамы, он получился весьма неплохо. Меня, когда подросла, отдали в художественное училище, чему я ни капельки не сопротивлялась. 

Куда ехать? Только в Россию


Когда Евгения была подростком, политическая ситуация в стране стала меняться. Взрослые  это чувствовали, а дети считывали их напряжение, хотя в силу возраста и не понимали, что происходит.  
После распада СССР русских в Киргизии стали притеснять. Высокие посты и хорошие должности были розданы своим. И фраза «возвращайтесь к себе» звучала всё чаще. 

Семье Евгении повезло, с жестокостью они не столкнулись, но жить в неведении, что будет завтра, было страшно.

— Мама понимала, что перспектив нет. Русских становилось всё меньше. И лучше уехать сейчас, пока дом совсем не обесценился, — вспоминает Евгения. —  Приоритетом для переезда был крупный город и близость художественного училища, чтобы я могла продолжить обучение. Так мы и оказались в Семилуках. 

Окончив два курса художественного училища, Евгения с мамой, сестрой и племянницей переехала в Россию. Своё 18­летие она отмечала уже на Воронежской земле.

На Родине предков


Денег от проданного в Киргизии дома хватило только на кирпичную коробку. Купили недострой в селе Семилуках без окон, дверей и крыши. Достраивали всем миром, помогали родственники и друзья. Так у них появился свой уютный двухэтажный дом. В нём и поселились вчетвером. 

— Поначалу, когда я приехала, мне семилукцы показались какими­-то более закрытыми. После Киргизии, где мы отмечали все праздники вместе, чувствовался контраст. Но пожив здесь поняла, что первое впечатление — ошибочно. Многие местные жители тоже открытые и дружелюбные. Но не с первым встречным, конечно. Человек должен стать «своим». 

— А что больше всего тебя удивило в России?

— Русская зима! В Киргизии снег был не в таком количестве, а здесь холодина, сугробы, метели, - вспоминает Евгения. - Мы застревали, проваливались порой по пояс, нас вытаскивали совершенно незнакомые люди. И это был, конечно, шок. А вот осень меня пленила. Самую красивую осень я увидела именно в России. Солнечные лучи рассеивались в парке, наполняя его неистовым теплом и какой­-то сказочной атмосферой. Деревья утопали в золоте, листва шелестела под ногами. Помню, несколько часов я бродила среди этой красоты. Тогда мне впервые стали понятны восторженные стихотворения русских классиков об этом удивительном времени года.

— В СНГ были другие зимы,  это я поняла. А что осени тоже не было? 

— Почему? Была. Но совсем другая. В Киргизии из­-за высокой температуры уже к июлю желтела трава. К сентябрю на деревьях листьев почти не оставалось, а те, что еле держались на ветках — выглядели печально: сухие и коричневые. Понимаешь, какой контраст?

Непривычными поначалу для семьи Евгении были и местный говор, и некоторые блюда. 

—  Многие местные, например, варёное яйцо мнут вилкой и добавляют туда баклажанную икру. Я такое есть не могу. А щи? Это же вообще какой­-то недоделанный борщ, — улыбается Евгения.

— Я тебе, как местная жительница, говорю — очень вкусно. Рекомендую попробовать даже через «не хочу», — отвечаю ей, а Женя лишь отрицательно качает головой.

Из учителя - в хозяйку музея 


Евгения окончила художественное училище, а следом и педагогический университет.  Получив образование педагога по рисованию, устроилась на работу во вторую городскую школу в Семилуках.
  
Каждый урок молодой учительнице хотелось провести так, чтобы детям было интересно. Вместо скучного кувшина могли, например, придумывать этикетку парфюма: выбирать шрифты, графику, цвет. Создавали визитки. Дети с горящими глазами защищали свои проекты у доски, а потом… Классы стали слишком уж многочисленными, а проведение занятий - более энергозатратным и нервным. Есть большая разница в том, как удержать внимание и интерес 20 детей или 30.


Евгения Афанасенко с сыновьями

Должность учителя ИЗО Евгения решила оставить, но из школы не ушла. На базе учебного заведения работал (и продолжает по сей день) этнографический музей «Русская изба». Его основала учитель истории Анастасия Лавлинская. И так получилось, что Евгения стала хозяйкой в этом музее. Знакомила ребят с бытом конца XIX века. Льняные полотенца, плетёная колыбель­-люлька, женская понёва и многое другое. Сделала перепланировку и уже имеющийся фонд пополнила новыми экспонатами. И чем больше погружалась в историю, тем больше она её захватывала.  


Хранительница истории 


Один из экспонатов школьного музея — матрёшка каплевидной формы настолько запал в душу Евгении, что свою жизнь она решила связать с ней. Нашла в Воронеже мастера Елену Матвееву, «маму» воронежской матрёшки столь необычной формы, и стала её ученицей. 


Отличительная черта воронежской матрёшки - её каплевидная форма

Удивительно, но прежде в семье героини особой тяги к росписи изделий из дерева никто не испытывал. Евгения стала в этом деле первой. И настолько увлеклась, что сама освоила роспись и втянула супруга. Его, кстати, тоже зовут Евгением. На деревообрабатывающем станке он теперь вытачивает каплевидные заготовки. 

Ещё одной особенностью воронежской матрёшки, помимо необычной формы, является её «одежда» — точное воспроизведение деталей костюма, характерного для Воронежской губернии. Благодаря этой особенности в 2017 году она вошла в список из 25 лучших народных промыслов России, заняв 22-­е место.

— В старинном костюме нет ничего лишнего. Каждый элемент, каждый узор имеет своё значение. В древности одежда была красноречивее слов. По ней можно было определить возраст, социальный статус, достаток и профессию человека. Женские наряды обязательно украшались местным растительным орнаментом. Например, понёва — это чёрная клетчатая поясная одежда замужних женщин, сшитая из нескольких кусков домотканой ткани, — пояснила Евгения.

В 2016 году мастерица из Семилук за роспись воронежских матрёшек и сохранение традиций была удостоена звания «Народный мастер Воронежской области». Его присваивают тем, кто сохраняет основы традиционного мастерства, народных промыслов и ремёсел, занимается просвещением и способствует сохранению уникальной самобытности родного края. Всё это Евгения делает на постоянной основе, участвуя во всероссийских, региональных конкурсах и фестивалях и проводя мастер-­классы. 

Несколько лет назад Евгении Афанасенко удалось воплотить давнюю мечту — «одеть» матрёшку в местный наряд. Для этого была проведена немалая поисковая работа. И удача, наконец, улыбнулась. Раньше Семилуки входили в большой Землянский уезд. На рисунке С.П. Павлова 1960 года была изображена жительница села Нижняя Ведуга в девичьем народном праздничном костюме того времени. Рисунок был настолько детальным, что костюм для матрёшки удалось воспроизвести с точностью. 


На этой матрёшке народный праздничный наряд девушки из Нижней Ведуги
 
Сегодня Евгения — специалист экспозиционной выставочной деятельности районного Дворца культуры, руководитель музейной комнаты «Изба». Много лет назад мама в ней рассмотрела искорку, а сейчас уже Евгения раскрывает таланты у семилукских ребят. Добро передаётся через поколения. 

Наталья Фокина 

Фото автора