«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Реальная история Белого Бима

20 декабря
282
Реальная история Белого Бима

«Воронеж многонациональный» часто рассказывает о встречах, мастер-классах и событиях, которые проводятся в Воронежской модельной библиотеке №32 имени Г.Н. Троепольского. В наступающем году Гавриилу Николаевичу, чьё имя она носит, исполняется 120 лет. Гавриил Николаевич Троепольский был писателем, сценаристом, педагогом, агрономом. Но всемирную славу ему принесла замечательная повесть «Белый Бим Чёрное ухо». Жизнь и творчество Гавриила Троепольского тесно связаны с Воронежским краем.

Сын священника

Он родился 29 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское на Елани (сейчас село Новоспасовка Грибановского района Воронежской области) в семье священника Николая Семёновича Троепольского и его жены Елены Гавриловны. Мальчика назвали в честь деда. Кроме Гавриила в семье было ещё пять старших детей.

Троепольский получил отличное для сельской местности образование. После школы Гавриил поступил в среднее сельхозучилище в селе Алёшки Борисоглебского уезда. После его окончания в 1924 году работал учителем в селах Питим и Махровка. В 1931-м его отца расстреляли за чтение Евангелия. Гавриилу Николаевичу пришлось оставить педагогическую деятельность как сыну врага народа. До переезда в Воронеж он работал агрономом в Острогожском районе.

С 1937-го по январь 1954 года Троепольский руководил Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам, где занимался селекцией проса, вывел несколько его сортов. Один из них был районирован в Центральном Черноземье («Острогожское-9»). Материалы наблюдений и селекции Гавриил Николаевич описал в ряде научных работ.

Во время фашистской оккупации в 1942 году Гавриил Троепольский находился в Острогожском районе. Ему удалось спрятать и спасти семенной фонд, лабораторию и документы. По словам Лилии Копаевой, это было непросто и рискованно.  Ведь нужно было также успеть вывезти семью из Острогожска. После того как Троепольские покинули дом, буквально через несколько минут он был разрушен бомбой.

Мешочки с просом, выведенным Гавриилом Николаевичем, хранит его дочь Надежда. В архиве Воронежской модельной библиотеки №32 имени Г.Н. Троепольского есть их фотографии. В экспозиции учреждения представлено выведенное Троепольским - агрономом просо.

Дом и сад в Воронеже

В 1959 году Троепольский с семьёй поселился в Воронеже на улице Чайковского. Главный библиотекарь модельной библиотеки №32 имени Г.Н. Троепольского Лилия Копаева рассказала, что во дворе дома №8, где жил Гавриил Николаевич, росло много фруктовых деревьев. Жильцы в 1961 году составили план благоустройства двора и посадили там 70 яблонь и груш, более 150 декоративных деревьев. Гавриил Николаевич высадил несколько лиственных, хвойных деревьев, две яблони сорта «коричная», груши и сливы. До наших дней сохранились четыре яблони и груша. Они продолжают плодоносить. Сотрудники модельной библиотеки №32 бережно ухаживают за ними. По словам Лилии Копаевой, это настоящая живая зелёная история нашего города.

На фасаде дома №8 на улице Чайковского в 1998 году разместили мемориальную доску из розового карельского гранита, посвящённую Гавриилу Троепольскому.

Прообраз Белого Бима

Вблизи дома, где жил Гавриил Троепольский, находится парк «Орлёнок». Писатель любил гулять здесь со своей собакой – шотландским сеттером Лелем, который стал прототипом Бима. Только Лель был не белым, а каштановым, а уши – коричневые и без пятен.

– В какую-то минуту вдруг чертовски захотелось жить, двигаться, а не сидеть и ждать. И я начал ходить…Потом стал ходить на охоту, потом завёл собаку, и она стала водить меня уже два раза в день и даже без охоты…, – вспоминал писатель.

В книге воспоминаний о Троепольском «Кудесник «Белого Бима» Евгений Тимофеев писал, что Лель был очень сообразительный. По просьбе Гавриила Николаевича приносил ему тапки, газету. И всегда сидел рядом, когда хозяин играл в шахматы. Лель вскакивал с пола на свободный стул и наблюдал за поединком с таким выражением, что казалось, он вот-вот начнёт подсказывать хозяину.

А ещё пёс и Гавриил Николаевич любили «поговорить». Выглядело это так: Лель лапами становился на колени Троепольского, почти упирался мордой в лицо хозяина и начинал что-то урчать и жалобно подвывать.

В литературу Гавриил Николаевич пришёл в достаточно зрелом возрасте, поэтому коллеги ласково называли его «дедушкой».

 – Всё начинается в детстве. Мы из него родом. Нам безумно повезло. Литературу у нас вёл Григорий Романович Ширма. Позднее он стал хоровым дирижёром, фольклористом, создателем Государственной академической хоровой капеллы Белоруссии. А ещё – народным артистом СССР, Героем Соцтруда. Он был старше учеников на семь лет. Но какими обладал знаниями, каким интеллектом! А каким был удивительным рассказчиком. Мне повезло с учителем, – вспоминал Троепольский.

Повесть «Белый Бим Чёрное ухо» создавалась Гавриилом Николаевичем, когда его собака тяжело заболела. В этой книге Троепольский выразил личную боль, и, возможно, поэтому каждого читателя – маленького и взрослого – она трогает до глубины души.

Гавриил Николаевич работал над книгой шесть лет. Она вышла в свет в 1971 году, публиковалась в журнале «Современник» частями. Через год издательство «Советский писатель» выпустило произведение отдельной книгой.

Автор посвятил её Александру Твардовскому, с которым его связывала крепкая дружба.

Троепольский в беседе с публицистом Анатолием Свиридовым вспоминал, что Александр Трифонович был первым читателем повести. После выхода «Бим» имел оглушительный успех. Гавриил Николаевич признавался, что не ожидал этого.

– Его поняли и приняли миллионы людей. «Бим» написан совсем в другом тоне и иной манере, чем все мои предыдущие книги. Каждый замысел приходит не вдруг, иногда это результат целой жизни, результат раздумий... Хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое время с моим Бимом, заглянул бы внутрь себя и стал добрее и чище. Сначала я задумал «идеального человека» – героя абсолютно искреннего и чистого. Он должен был пройти по жизни, встретиться с разными типами и персонажами. Но из этого ничего не выходило, получалось надуманная фигура, какой-то ангел во плоти. Потом явилась мысль – завязать сюжет вокруг истории Бима. И повесть выстроилась, – рассказывал Гавриил Троепольский.

Писатель говорил, что его повесть – слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, и слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.

Книгу перевели на многие языки мира, в колледжах США она обязательна для изучения.

Госпремию СССР за неё Троепольский получил в 1975 году. В Италии «Бима» отметили старейшей национальной наградой страны – премией «Банкареллино» (лучшая книга года для детей) и наградой от библиотеки для слепых города Монца. Повесть также получила золотую медаль флорентийского «Фонда Леонардо да Винчи».

В Воронежской модельной библиотеке №32 имени Г.Н. Троепольского хранятся страница рукописи «Белого Бима» и ручка писателя.

Памятник Троепольскому в парке «Орлёнок» открыли 30 апреля 2021 года. Работу выполнили Константин Филиппов и Андрей Шипунов из города Жуковский. Скульпторы изобразили Гавриила Николаевича вместе с его любимой собакой.

Ольга Иванова

Фото РИА «Воронеж»