«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Нижнедевицкие шали

28 февраля 2024
243
Нижнедевицкие шали

В начале XIX столетия кашмирская шаль стоила около 20 тысяч рублей золотом — целое состояние. И деловые люди того времени решили наладить производство шалей, которые были бы не хуже по качеству и дешевле по цене. Помещица Вера Елисеева была одной из богатейших в Нижнедевицком уезде Воронежской губернии. На своей усадьбе Вера Андреевна и построила шалевую фабрику.

Оборотистая помещица

Произошло это в 1800 году. Рабочая сила была дармовой. Ткачихами стали крепостные Елисеевой. Вначале нижнедевицкие работницы тщательно изучали секрет иностранной ткани. Дело это было кропотливое и трудное. Кашмирскую шаль разрезали на мелкие части, и ткачихи распускали ниточку за ниточкой, вникая в секреты изготовления. Помещица не скупилась на деньги. Трудились десятки русских мастеров, изменяя устройство ткацкого станка.

Прошло время, и вскоре фабрика Елисеевой выпустила первые шали. Они были своего рода подражанием знаменитым кашмирским, имели похожий рисунок и колорит. Но период подражания длился недолго.

Вскоре резко изменился рисунок. Он стал чисто «расейским». Нижнедевицкие мастерицы обратились к фольклору — сказкам, легендам и даже к танцу. Рисунок изменить было не трудно, труднее было с материалом для шалей.

Елисеева была человеком своенравным, но со вкусом. Ей сразу же не понравился пух оренбургских отечественных коз. Забраковала она и шерсть тибетских коз. Выход вскоре нашёлся. В степях Западной Сибири тогда в изобилии паслись стада ставших ныне редкими сайгаков. Пух этих животных и стал тем материалом, из которого стали изготовлять нижнедевицкие шали.

Один из современников, побывавший на фабрике Елисеевой, писал: «Пух сей (сайгачий. — Прим. авт.) оказался столь тонким и мягким, что пряжа, из него выпряденная, уподобляется шёлку, и шали из оной приготовленные, не только не уступают чистотою и тонкостью тканям настоящим кашмирским, но превосходят их».

Как известно, паук производит тончайшую паутину, которую потом едва заметишь меткими глазами. А вот нижнедевицкие девушки-ткачихи пряли такую нить, что её простым глазом и не рассмотришь.

Чтобы изготовить четыре километра такой пряжи, требовалось не более 500 граммов пуха сайгаков. Пряжа затем красилась.

Русская смекалка

И здесь нижнедевицкие мастерицы проявили свою природную смекалку. Они стали применять соки местных растений. Чтобы пряжа стала золотисто-жёлтой, использовались соки подмаренника, плодов крушины, бессмертника и даже шелухи лука.

Зелёная краска получалась из конопли или медных опилок, которые потом обрабатывались сывороткой. Дорогостоящие красители типа индиго или кашенили стоили больших денег, да и завозить их было нелегко. Поэтому применяли их изредка и в небольших дозах.

Нижнедевицкие шали славились не только своими разнообразными цветами, которые никогда не линяли на солнце. Также они резко отличались от знаменитых кашмирских тем, что последние имели одну сторону, а вот нижнедевицкие умельцы ткали шали двусторонними, то есть без изнанки.

Спрос на их изделия рос с каждым днём. Внимательно смотришь на елисеевские шали и поражаешься искусству ткачих. Всё делалось вручную. А узоры ткали специальными деревянными, кленовыми иглами, перед этим тщательно пропитав их в воске.

По воспоминаниям старожилов, чтобы изготовить такую шаль размером всего в шесть квадратных метров, уходило немало времени — от полугода до двух лет, а иногда и более. А ткали такую шаль обычно не более четырёх ткачих. Были нижнедевицкие шали легкими и мягкими. И настолько тонкими, что продевались через обручальное кольцо.

По примеру Елисеевой во многих помещичьих имениях стали появляться подобные фабрики по выработке шалей. Вера Андреевна вскоре «почила в бозе», и владелицей фабрики стала её родная сестра, в замужестве Шишкина. Она продолжила дело своей родственницы.

Вскоре нижнедевицкие шали стали экспонироваться на различных выставках. Так, на Первой Всероссийской выставке в столице Российской империи Санкт-Петербурге Шишкина была удостоена высокой награды — Большой золотой медали.

Известно, что фабрика Елисеевой просуществовала свыше полувека и стала всемирно известной. Но вскоре дело здесь заглохло. А на других российских фабриках хотя и выпускали искусные шали из кашемирового полотна, но с нижнедевицкими они не шли ни в какое сравнение.

Сегодня секрет елисеевских шалей забыт, забыты и фамилии искусных ткачих. Но память о чуде, случившемся на этой земле, всё же не умерла.

Виктор Елисеев

Фото - vk.com/byt_russkim