В старину вместе с христианством на Русь пришли традиции церковной вышивки. Наших предков поразили шитые золотом облачения византийских послов, а со временем искусство «золотного шитья» стало на Руси распространённым. Жительница Новой Усмани Инесса Фролова сочетает в своём творчестве разные материалы и виды вышивок – каждое её изделие, будь то брошь или оклад для иконы, наполнено душевным теплом.
Вера помогает
Инесса Фролова родилась в 1987 году в Воронеже. Помнит, как бабушка вышивала крестиком подушки, скатерти, как её умелая рука выводила рисунки гладью. Всё детство девочка хранила эти изделия, и они были самым большим сокровищем.
- Ручная вышивка тогда поражала меня своим богатством красок, – вспоминает Инесса. - Яркость цветов, сочность листьев вызывали восторг. В детстве я мечтала стать ювелиром, нравились затейливые узоры, интересовалась процессом изготовления украшений, особенно впечатляли изделия ХVII - ХIХ веков, например, золото царской семьи.
Недавно мастерица узнала, что её дедушка-фронтовик, архитектор, в советские годы делал лепнину на здании Воронежского театра оперы и балета. Он хорошо рисовал, писал картины маслом. Но внучка в юности, казалось, не переняла таланты дедушки и бабушки - после школы решила поступать в Воронежский политехнический институт и училась по специальности «менеджмент управления персоналом». Затем была торговым представителем, но работа не приносила ей радости и удовлетворения.
- После замужества стала ходить в храм – туда привёл меня мой муж Андрей, - рассказывает Инесса Фролова. – Мои родители тоже были верующими, но, видимо, юношеский максимализм не давал мне увидеть главное. Первое время даже спорила по вопросам веры со своим будущим духовником, а он смиренно качал головой. Постепенно стала воцерковляться, вера помогала пережить жизненные трудности.
Учёба и 800 брошей
После рождения старшего сына в 2014 году Инесса стала искать, чем бы заняться в свободное время. Изготавливала конфетные букеты, веночки, разные поделки, вышивала по канве бисером. Однажды в интернете попались вышитые иконы в золотной технике, где используются металлизированные золотые и серебряные нити. Захотелось сделать такие же. Инесса пришла посоветоваться со священником – он благословил учиться, даже сказал, в какой мастерской. Два года онлайн-учёбы пролетели незаметно. В качестве домашних заданий вышивала закладки для Евангелия, пасхальное яйцо, просфорницы, литургический комплект. Одну работу выполнили соборно: ребята из Молодёжного отдела при Покровском храме в Отрадном участвовали в создании иконы Божией Матери, которую потом поместили на хоругвь – церковное знамя. Каждый вышил бисером небольшую часть иконы.
В 2017 году родился младший сын, учёбу пришлось оставить. Полученных знаний хватило, чтобы начать свой творческий путь.
Работать приходилось в основном по ночам, так как днём нужно было уделять внимание семье. Муж Инессы - Андрей Фролов - тоже занимается творчеством. Он мастер по металлу. В 2019 году женщина заинтересовалась брошами с вышивкой.
За три года изготовила более 800 штук – это многочисленные цветы, бабочки, стрекозы, изящные животные и жуки, большинство из них разошлись по всему миру.
Одна брошь уехала во Флориду, её новая хозяйка – русскоговорящая внучка новомученика, причисленного к лику святых. Она никогда не была в России, но считает себя православной христианкой, любит русскую культуру.
Чтобы изготовить брошь, нужно придумать эскиз, выполнить его в цвете и согласовать с заказчиком, сама работа занимает от 8 часов и более. В вышивке комбинируются самые разные материалы: бисер, пайетки, стразы, бусины, кристаллы Сваровски.
Оклады для икон
Со временем увлечение брошами отошло на второй план, сейчас Инесса Фролова делает в основном оклады для икон, храмовое облачение – выполненное из ткани убранство, например, комплекты для литургии, закладки для напрестольного Евангелия, хоругви. Её изделия используют в храмах Воронежской, Московской, Белгородской, Орловской и Курской областей, в Абхазии и Болгарии.
Недавно к мастерице обратились прихожане одного их храмов Новоусманского района с просьбой сделать оклад для иконы святителя Николая, которая была написана на деревянной доске и долгое время после разрушения храма в 1920-х годах хранилась у местных жителей.
На чёрной треснувшей доске чуть виднелись лик и рука святого. Икону восстановили и отреставрировали. Инесса Фролова выполнила оклад с вышивкой. Теперь икона заняла своё место в храме.
Инесса полагает, что вышивает в основном для души. И увлечение её – во славу Божию.
- То, что я делаю, не считаю чем-то особенным, - говорит мастерица. – Стараюсь равняться на своих учителей – они настоящие мастера. На изготовление хитона, например, уходит два-три года, а бывает, используется он всего раз – на одной службе, потом помещается в музей. И, конечно, для меня пример - мастера прошлых веков. Их мастерство ни с чем не сравнимо. Тем более если учитывать наши современные технические возможности.
Мастерицы рассказывали, в дореволюционные годы вышивали большие плащаницы для храмов – теперь их сшивают из частей. Чтобы выполнить вышивку на большом полотне, пользовались помощью маленькой девочки, которая сидела под столом и помогала продевать иголку снизу. В те времена вышивке учили девочек с 8 лет. Золотошвейки не должны были выходить замуж, чтобы быт и семья не отвлекали их от работы.
В каждом большом доме была своя «светлица», где работали мастерицы, содержать их было недешёвое удовольствие. Не зря в сказе Павла Бажова «Малахитовая шкатулка» говорится, что рукодельница Танюшка своим мастерством зарабатывала не меньше мужика.
На Руси и простые крестьянки носили украшенную вышивкой одежду. В ней использовали речной жемчуг, которого тогда было много - его добывали на северных реках. Теперь многие технологии утрачены.
- Вышивка требует постоянного внимания и сосредоточенности – нужно держать в голове рисунок, цветовую гамму, помнить о нужных материалах. И это очень тяжёлый труд, которому приходится уделять не менее шести часов в день, - признаётся мастерица. – Но в храмах столько тружеников во славу Божию – тех, кто ежедневно чистят подсвечники, убирают, ухаживают за цветами, готовят в трапезных... Мой труд – это ниточка, связующая меня с храмом, дело для Бога.
Инесса Фролова мечтает передать своё мастерство другим, тем, кто не имеет возможности передвигаться – инвалидам-колясочникам. Для них вышивка могла бы стать ярким элементом активной творческой жизни.
Ольга Рындина
Фото автора и предоставила Инесса Фролова