«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Ниточка к небесам

9 августа 2023
263
Ниточка к небесам

В старину вместе с христианством на Русь пришли традиции церковной вышивки. Наших предков поразили шитые золотом облачения византийских послов, а со временем искусство «золотного шитья» стало на Руси распространённым. Жительница Новой Усмани Инесса Фролова сочетает в своём творчестве разные материалы и виды вышивок – каждое её изделие, будь то брошь или оклад для иконы, наполнено душевным теплом.

Вера помогает

Инесса Фролова родилась в 1987 году в Воронеже. Помнит, как бабушка вышивала крестиком подушки, скатерти, как её умелая рука выводила рисунки гладью. Всё детство девочка хранила эти изделия, и они были самым большим сокровищем.

- Ручная вышивка тогда поражала меня своим богатством красок, – вспоминает Инесса. - Яркость цветов, сочность листьев вызывали восторг. В детстве я мечтала стать ювелиром, нравились затейливые узоры, интересовалась процессом изготовления украшений, особенно впечатляли изделия ХVII - ХIХ веков, например, золото царской семьи.

Недавно мастерица узнала, что её дедушка-фронтовик, архитектор, в советские годы делал лепнину на здании Воронежского театра оперы и балета. Он хорошо рисовал, писал картины маслом. Но внучка в юности, казалось, не переняла таланты дедушки и бабушки - после школы решила поступать в Воронежский политехнический институт и училась по специальности «менеджмент управления персоналом». Затем была торговым представителем, но работа не приносила ей радости и удовлетворения.

- После замужества стала ходить в храм – туда привёл меня мой муж Андрей, - рассказывает Инесса Фролова. – Мои родители тоже были верующими, но, видимо, юношеский максимализм не давал мне увидеть главное. Первое время даже спорила по вопросам веры со своим будущим духовником, а он смиренно качал головой. Постепенно стала воцерковляться, вера помогала пережить жизненные трудности.

Учёба и 800 брошей

После рождения старшего сына в 2014 году Инесса стала искать, чем бы заняться в свободное время. Изготавливала конфетные букеты, веночки, разные поделки, вышивала по канве бисером. Однажды в интернете попались вышитые иконы в золотной технике, где используются металлизированные золотые и серебряные нити. Захотелось сделать такие же. Инесса пришла посоветоваться со священником – он благословил учиться, даже сказал, в какой мастерской. Два года онлайн-учёбы пролетели незаметно. В качестве домашних заданий вышивала закладки для Евангелия, пасхальное яйцо, просфорницы, литургический комплект. Одну работу выполнили соборно: ребята из Молодёжного отдела при Покровском храме в Отрадном участвовали в создании иконы Божией Матери, которую потом поместили на хоругвь – церковное знамя. Каждый вышил бисером небольшую часть иконы.

В 2017 году родился младший сын, учёбу пришлось оставить. Полученных знаний хватило, чтобы начать свой творческий путь.

Работать приходилось в основном по ночам, так как днём нужно было уделять внимание семье. Муж Инессы - Андрей Фролов - тоже занимается творчеством. Он мастер по металлу. В 2019 году женщина заинтересовалась брошами с вышивкой. 

За три года изготовила более 800 штук – это многочисленные цветы, бабочки, стрекозы, изящные животные и жуки, большинство из них разошлись по всему миру. 

Одна брошь уехала во Флориду, её новая хозяйка – русскоговорящая внучка новомученика, причисленного к лику святых. Она никогда не была в России, но считает себя православной христианкой, любит русскую культуру.

Чтобы изготовить брошь, нужно придумать эскиз, выполнить его в цвете и согласовать с заказчиком, сама работа занимает от 8 часов и более. В вышивке комбинируются самые разные материалы: бисер, пайетки, стразы, бусины, кристаллы Сваровски.

Оклады для икон

Со временем увлечение брошами отошло на второй план, сейчас Инесса Фролова делает в основном оклады для икон, храмовое облачение – выполненное из ткани убранство, например, комплекты для литургии, закладки для напрестольного Евангелия, хоругви. Её изделия используют в храмах Воронежской, Московской, Белгородской, Орловской и Курской областей, в Абхазии и Болгарии.

Недавно к мастерице обратились прихожане одного их храмов Новоусманского района с просьбой сделать оклад для иконы святителя Николая, которая была написана на деревянной доске и долгое время после разрушения храма в 1920-х годах хранилась у местных жителей. 

На чёрной треснувшей доске чуть виднелись лик и рука святого. Икону восстановили и отреставрировали. Инесса Фролова выполнила оклад с вышивкой. Теперь икона заняла своё место в храме.

Инесса полагает, что вышивает в основном для души. И увлечение её – во славу Божию.

- То, что я делаю, не считаю чем-то особенным, - говорит мастерица. – Стараюсь равняться на своих учителей – они настоящие мастера. На изготовление хитона, например, уходит два-три года, а бывает, используется он всего раз – на одной службе, потом помещается в музей. И, конечно, для меня пример - мастера прошлых веков. Их мастерство ни с чем не сравнимо. Тем более если учитывать наши современные технические возможности.

Мастерицы рассказывали, в дореволюционные годы вышивали большие плащаницы для храмов – теперь их сшивают из частей. Чтобы выполнить вышивку на большом полотне, пользовались помощью маленькой девочки, которая сидела под столом и помогала продевать иголку снизу. В те времена вышивке учили девочек с 8 лет. Золотошвейки не должны были выходить замуж, чтобы быт и семья не отвлекали их от работы.

В каждом большом доме была своя «светлица», где работали мастерицы, содержать их было недешёвое удовольствие. Не зря в сказе Павла Бажова «Малахитовая шкатулка» говорится, что рукодельница Танюшка своим мастерством зарабатывала не меньше мужика.

На Руси и простые крестьянки носили украшенную вышивкой одежду. В ней использовали речной жемчуг, которого тогда было много - его добывали на северных реках. Теперь многие технологии утрачены.

- Вышивка требует постоянного внимания и сосредоточенности – нужно держать в голове рисунок, цветовую гамму, помнить о нужных материалах. И это очень тяжёлый труд, которому приходится уделять не менее шести часов в день, - признаётся мастерица. – Но в храмах столько тружеников во славу Божию – тех, кто ежедневно чистят подсвечники, убирают, ухаживают за цветами, готовят в трапезных... Мой труд – это ниточка, связующая меня с храмом, дело для Бога.

Инесса Фролова мечтает передать своё мастерство другим, тем, кто не имеет возможности передвигаться – инвалидам-колясочникам. Для них вышивка могла бы стать ярким элементом активной творческой жизни.

Ольга Рындина

Фото автора и предоставила Инесса Фролова