Сегодня, 21 февраля, отмечается Международный день родных языков. Для большинства из нас таковым является русский. Благодаря И.С. Тургеневу мы знаем, что наш язык «велик» и «могуч». И это правда. Но при этом в каждом селе есть свои особенности речи — местные словечки, которые делают русский язык ярче и выразительнее. Существуют такие диалектизмы и в селе Чигораке под Борисоглебском. Его старожилы рассказали нам о былых традициях и почти забытых словах.
— Мы все заметно акаем, — рассказала руководитель школьного музея Татьяна Попова. — Так говорят и старожилы, и молодёжь. Пожилые ещё и смягчают окончания глаголов: «идеть», «сидить», «стоить», а ещё они почему-то мячик «мечиком» называют. Помню, мне бабушка говорила: «Идите в мечик поиграйте», и другие её ровесницы так же произносили.
В Чигораке «балакают», а не разговаривают. Не варят, а «ворят». Когда падают, говорят, что «убились».
Есть здесь даже специальное слово для обозначения ёмкости, в которую до краев наливают жидкость, — «всклянь». Это вровень, но не через край.
Словосочетание «вкусное яблоко» произносят в одно слово, причём яблоко переходит из среднего рода в женский — «вкуснаяблока».
— Если человек идёт по высокой траве, то ему говорят: «Зачем ты по чипурям ходишь?» — рассказала Татьяна Викторовна. — Таких слов достаточно много, все и не перечислить. Например, заросли тростника у нас называют «талы», а овощи — «овоща». Если кто-то толкается, говорят «пхается». Нынешняя молодёжь так, конечно, уже не говорит. Носителями диалекта является старшее поколение.
Местный старожил Таисия Макшанцева в позапрошлом году отметила 80-летний юбилей. Таисия Ивановна родилась и выросла в Чигораке. Здесь жили и её родители.
— Жили мы бедно, а мне, как и всем детям, очень хотелось иметь игрушки, — рассказала пенсионерка. — Одну игрушку я сделала себе сама — велосипед. У мамы не было денег, чтобы купить настоящий, поэтому я нашла два стебля от подсолнечника, связала их вместе и так бегала по дороге, представляя, что это велосипед. Мне тогда лет пять было. А недавно я по старой памяти сделала себе такой же и в сарае поставила. Сейчас даже смешно, а тогда интересно было.
Иногда маленькой Тае доставалось от мамы за выменянные у тряпичника свистульки.
— Тогда по селу тряпичник ездил — собирал старые фуфайки, рваную одежду, а взамен давал всякие игрушки, — вспомнила Таисия Макшанцева. — Отдашь ему фуфайку, а мама дома и говорит: «Лучше бы я её зашила и дальше носила». А у меня радость — новая свистулька.
В послевоенные годы селяне трудились не покладая рук. После работы в колхозе возвращались домой и продолжали трудиться. Мужчины в основном плели корзины из лозы, а женщины шили и вязали.
— Особых разносолов у нас тогда не было — хлеб да картошка, — вспомнила Таисия Макшанцева. — Много заготовок на зиму делали. Грибы солили, помидоры, огурцы. Только делали заготовки не в банках, как сейчас, а в бочках.
Щи варили особенные — их долго томили в печке, но, самое главное, картошку клали целиком, а потом толкли. Варили разные кисели из фруктов и на молоке.
— Наш кисель отличался тем, что его не пили, а ели, — рассказала Таисия Ивановна. — Готовили очень крутой, а потом резали на куски.
Было в селе и необычное блюдо — холодец в квасе. Местные жители клали кусок холодца в тарелку, а потом заливали его квасом и так ели.
— А ещё пекли пирожки, называли их «чинёнки», – рассказала Таисия Макшанцева. — Часто в качестве начинки использовали дикорастущую бузину.
Конечно, время нельзя остановить. Но знать и помнить традиции не только важно, но, порой, и просто интересно.
Альбина Гусева
Фото - vk.com/novosti_borisoglebsk