«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Ажурная резьба и уральские брёвна

3 июля 2024
122
Ажурная резьба и уральские брёвна

Любовь Бабанина живёт в Борисоглебске на улице Карла Маркса, по соседству с домом, где родился знаменитый советский актёр Николай Рыбников. Но не этим дом пенсионерки привлекает к себе внимание, а деревянными ажурными украшениями, которые семья сохраняет вот уже 70 лет.

На месте сегодняшнего дома Бабаниных в начале 1950-х годов стояла ветхая избушка в одну комнату. В ней и поселилась семья Петра Бабанина, будущего свёкра Любови Алексеевны. Приехало семейство из Тамбовской области на нанятой лошади. Всё их имущество поместилось в нескольких узелках, сложенных в телегу.

Сразу задумали строиться. Чтобы заработать на добротные брёвна, глава семейства отправился на несколько месяцев валить лес на Урал. Вскоре он привёз оттуда два вагона древесины — себе и старшему сыну. Строил сам, а помогал Петру Андреевичу родной брат.

— Из уральских брёвен сложили весь дом, — рассказала Любовь Бабанина. — Строил свёкор на совесть, поэтому и сейчас, спустя 70 лет, дом крепкий. Когда нам проводили газ и сыну нужно было просверлить стену, он удивлялся, какая она мощная.

Дом по тем временам был большой: две просторные комнаты, кухня, коридор, подвал в рост человека. Русская печь занимала большое пространство. Кстати, печь семья сохраняла до 2002 года.

Ажурные украшения для наличников Петр Андреевич тоже делал сам. А научил его старик-резчик, живший некогда в Макуревке.

В этот дом Любовь Бабанина попала в 1982 году. Поскольку главы семейства уже не было в живых, они с супругом Николаем взяли на себя обязанность ухаживать за домом. Но совместные хлопоты продлились недолго. В 42 года супруга парализовало. Любовь Алексеевна ухаживала за мужем 20 лет. Все дела по хозяйству тоже легли на её плечи. Теперь красить дом со всеми узорами приходилось ей одной.

— Сначала щёткой счищала старую краску, потом красила по-новому, — рассказала Любовь Алексеевна. — Это сегодня краска на основе эмали. Покрасил — и тут же высохло. А тогда мы брали сухую краску, разводили её подсолнечным маслом. Она долго не сохла, поэтому для покраски мы выбирали безветренную погоду — нельзя было, чтобы пыль ложилась. Не должно было быть дождя, потому что он всё смывал.

Уже давно появились строительные материалы, которые могли бы упростить жизнь Любови Бабаниной. Обшил — и не переживай. Но она не хочет уничтожать красоту, которую с таким старанием делал её свёкор.

— Около четырёх лет назад приехал сын и сделал мне к юбилею подарок — сам покрасил дом, — улыбнулась пенсионерка. — Если бы он не покрасил, я бы это сделала. Таких домов с резьбой не так много осталось. Их надо беречь.

Лет десять назад Бабанины заменили окна на пластиковые. Не потому, что старые обветшали, а, скорее, из-за того, что они морально устарели. А вот наличники вернули на место. Так принято в семье — хранить то, что по душе.

— Мой муж всю жизнь разводил голубей, — рассказала Любовь Алексеевна. — Когда его парализовало, я стала ухаживать за его птицами — их было 300 штук, мы его вывозили во двор и он любовался ими. Уверена, это ему продлило жизнь. И только после его ухода я раздала голубей.

Все эти семейные истории о голубях, о тёплой русской печи, о деревянном кружеве, сделанном руками прадеда, — обо всем теперь Любовь Алексеевна рассказывает внукам. У неё их трое. И они тоже будут хранителями истории семьи, уверена Любовь Бабанина.

Альбина Гусева

Фото автора