Азиза Самарская родилась в семье обрусевших татар в городе Куйбышеве — нынешней Самаре. Её жизнь была наполнена разными событиями: работа в юные годы, переезд из родных мест, тяжёлый труд в колхозе, смерть мужа, проводы сына в зону специальной военной операции. Несмотря на это, она стала сильнее, продолжает радоваться жизни и помогать людям.
Азиза или Зинаида
В годы Великой Отечественной войны отец Азизы Хусяин сражался на фронте, защищая Родину. Мама Рькия в это время трудилась на оборонном заводе. Её ежедневный путь на работу составлял около семи километров пешком через лес. Эта женщина обладала поистине несгибаемым характером, силой духа, которой могли позавидовать многие мужчины.
— Отец не любил рассказывать о войне, — вспоминает Азиза Хусяиновна. — Знаю лишь, что он воевал под Харьковом, а в 1945 году был серьёзно ранен и долго лечился в госпитале. Победу встретил на больничной койке.
После войны Хусяин и Рькия поженились и переехали в Куйбышев. У пары родилось десять детей. Здесь нельзя не отметить один интересный факт, что девичья фамилия матери — Бакеева, а отец носил фамилию Бекеняев. Первые пятеро детей получили фамилию матери, а остальные — фамилию отца. Так получилось потому, что поначалу супруги жили в гражданском браке.
Послевоенные годы принесли некоторое облегчение, однако жизнь оставалась непростой. Денег катастрофически не хватало, а из-за дефицита приобрести можно было далеко не всё. В этих условиях многие молодые люди отказывались от обучения в вузах и училищах, выбирая вместо этого работу — так они могли помогать своим семьям.
В родном доме Азизу называли Зиной. Даже сейчас некоторые знакомые по старой памяти обращаются к ней как к Зинаиде.
— Когда мне исполнилось 17 лет, я тоже устроилась на оборонный завод, — продолжила Азиза Хусяиновна. — Мы шили военные палатки. Работа оказалась непростой — приходилось поднимать тяжести, но выбора не было. Позже я перевелась в кладовщицы. И хотя те годы выдались тяжёлыми, в памяти они остались тёплыми и светлыми. Особенно дороги мне воспоминания о родном доме, где всегда ждали родители, где неизменно пахло свежей выпечкой. Мама славилась на всю округу своими пирогами и беляшами. Она готовила их такими огромными, что одного хватало, чтобы полностью наесться. В округе проживало много людей разных национальностей. В школе за одной партой могли сидеть русские и немцы. Все дружно жили, не ссорились, уважали друг друга.
С первого взгляда
Со своим будущим мужем Азиза Хусяиновна познакомилась в Самаре. Он проходил там срочную службу. Молодые люди сразу почувствовали взаимную симпатию. Через несколько недель Михаил сделал возлюбленной предложение, хотя до этого они даже толком не были знакомы.
Спустя много лет Азиза вспоминает те времена. Говорит, что это сейчас молодёжь проверяет чувства годами, а тогда понравились друг другу — поженились. Несмотря на это, разводы случались крайне редко, а в семьях подрастало не меньше двух детей.
— Мой муж Михаил Самарский был родом из Таловского района, из посёлка Шишлянников, — рассказывает Азиза Хусяиновна. — Когда мы пришли знакомиться с моей семьёй, старший брат, узнав, что Михаил собирается увезти меня так далеко, предложил не спешить с женитьбой. Он посоветовал ему уехать домой, там подготовиться и, если чувства по-настоящему серьёзные, вернуться за мной. Потом сестра рассказала мне, что папа, узнав о моём намерении уехать, не смог сдержать слёз. Бывший фронтовик, прошедший всю войну, сидел и плакал. Мама тоже переживала, она боялась, что на новом месте меня будут обижать.
Не прошло и месяца, как жених вместе с родителями вернулся в Самару. Теперь уже никто не сомневался в искренности и чистоте намерений Михаила. После того как родственники уехали, Азиза занялась сбором вещей. Она уволилась с работы, и пара отправилась в долгое путешествие длиной в 800 километров.
В 1974 году в Таловском районе состоялась свадьба. На торжество приехали и родственники Азизы Хусяиновны. Невеста заранее подготовилась к этому важному дню: ещё в Самаре она купила с рук свадебное платье и фату. Однако колец у молодожёнов не было — в те времена это было не столь обязательным атрибутом.
Самарские в Самаре
Переезд в Таловский район оказался непростым испытанием для девушки. После свадьбы пара жила вместе со свекровью. Лишь через 12 лет Азиза и Михаил смогли переехать в собственный дом. К тому моменту у них уже подрастали два сына — Николай и Иван.
— В зрелом возрасте я приняла православие, — вспоминает Азиза Хусяиновна. — До этого была мусульманкой. Некоторые из моих братьев и сестёр тоже стали православными христианами, один даже стал монахом. Племянники учились в духовной семинарии. В общем, от нашей прежней национальности практически ничего не осталось.
В семье Самарских никогда не настаивали на выборе определённой религии, полагая, что это личный выбор каждого. Например, семья супруга Азизы Хусяиновны исповедовала иудаизм, однако дети— Николай и Иван — самостоятельно выбирали веру. В итоге они тоже приняли православие.
— О своей фамилии я особо никогда не задумывалась, — признаётся Азиза Хусяиновна. — Ну, Самарская — и что из этого? И лишь однажды, когда мы с мужем поехали к моим родственникам в Самару, наша фамилия нас неплохо выручила. На платной стоянке у нас спросили, как фамилия, и Михаил ответил: «Самарский». Сотрудники удивились, что Самарские в Самаре и не стали с нас деньги брать.
Доброе сердце
В Таловском районе Азиза Хусяиновна посвятила всю свою жизнь работе в колхозе. Её супруг трудился водителем. Несколько лет назад он ушёл из жизни. Сейчас Азиза Самарская живёт одна, но не остаётся в стороне от общественной жизни — она активно занимается волонтёрской деятельностью. Благодаря её усилиям и стараниям других неравнодушных жительниц в зону специальной военной операции отправились десятки пар носков.
— Младший сын сам подписал контракт и уехал в зону СВО, — с гордостью говорит Азиза Хусяиновна. — С тех пор я и стараюсь помогать, чем могу. Старший сын, Николай, тоже служил по контракту, а сейчас живёт в городе и работает вахтовым методом.
История Азизы Хусяиновны — это не просто рассказ об одной семье. Это зеркало эпохи, где переплелись войны, переезды, смены веры и фамилий, но осталось главное: умение любить, терпеть и начинать всё заново.
Ирина Кожанова
Фото из архива Азизы Самарской






