«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

С нами тоже нужно честно!

13 марта
315
С нами тоже нужно честно!

Максат Реджепов - член Национальной палаты при Губернаторе Воронежской области, руководитель диаспоры туркменов региона, ежегодный представитель России на мероприятиях Гуманитарной ассоциации туркмен мира, преподаватель Воронежского государственного технического университета, а ещё - любящий муж и отец.

Целеустремлённый

Имя Максат имеет тюркское происхождение. В переводе на русский означает – «цель» или «стремление», что вполне соответствует характеру Максата Бекиевича.

Родился он в Туркменской ССР в посёлке городского типа Ленинске Ленинского района Ташаузской области (сейчас это город Акдепе в Туркменистане). Из воспоминаний детства - национальное блюдо дограма. Это суп из баранины с лепёшкой из бездрожжевого теста. Его подавали на свадьбах и других праздниках. Восточная культура славится своим гостеприимством и щедрым застольем. Туркмены здесь ничуть не отстают.

– Даже если вас не знают, но вы пришли в гости, вас всегда напоют, накормят и не будут спрашивать, почему вы пришли. Есть даже такая шутка, что имени вашего не будут спрашивать два дня, а на третий могут спросить, – смеётся Максат Бекиевич.

И тогда, и сейчас в Туркменистане принято приглашать много гостей на свадьбу. Порой они совсем не знакомы жениху и невесте. Но разводов в этой республике не так много, традиции обязывают иметь одну семью и на светский манер с одной женой.

В Ленинске парень учился до 10 класса. По школьной программе изучал туркменский и русский языки, поэтому одинаково хорошо владеет и тем, и другим. Школу закончил с отличаем.

Школа в Акдепе, которую закончил будущий доцент

– С детства я мечтал учиться в России и обязательно в сельскохозяйственном вузе. А на кого – это было второстепенно. И вот, когда я был в 10 классе, отец нашёл объявление в газете, что в четырёх высших учебных заведениях СССР готовят землеустроителей: в Самарканде, Ташкенте, Москве и Воронеже.  Узбекистан я даже не рассматривал. Москву же отмёл, потому что там многолюдно. Найдя на карте Воронеж, решил, что это не так уж и далеко, – вспоминает Максат Бекиевич.

Студенческие годы в Воронежском сельскохозяйственном институте вместе с преподавателем и друзьями

Когда впервые приехал в Воронеж его здесь удивило обилие картофеля на прилавках и низкие цены на него. Это потом он понял, что столица Черноземья – одна из житниц России. Порадовали студента снежные зимы, леса и русская баня. Кроме того, Максат Бекиевич стал большим ценителем борща с пампушками и чесночком. Чем больше он жил в России, тем больше общего находил у двух народов. Русские и туркмены более ста лет прожили бок о бок. У них оказалось множество общих черт.

– Туркмены по менталитету похожи на русских. Во-первых, у нас очень развито чувство справедливости. Готовы рубаху последнюю отдать, только с нами тоже надо честно. Во-вторых, наши народы очень терпеливые. В-третьих, - трудолюбивые. Да и потом, тюркские народы внесли свою лепту в формирование Российского государства, – говорит Максат Реджепов.

Потерявший гражданство

В 1993 году Максат Реджепов окончил с отличием землеустроительный факультет Воронежского сельскохозяйственного института.

– За время моего обучения Советский Союз распался. Но мы долго этого не ощущали. Я продолжал обучение в аспирантуре. А в 1999 году осознал, что СССР больше нет. Случилось это во время поездки к родственникам в Туркменистан. Как раз в 1999 году там был введён визовый режим для граждан стран СНГ. В то время у меня ещё был советский паспорт, и прописка на территории России. Пограничники мне сказали: «Для нас ты лицо потерявшее гражданство», – вспоминает Максат Бекиевич.

Ему посоветовали поменять советский паспорт на российский и остаться там, приезжая на малую родину по визе. Так Максат Реджепов стал иностранцем в Туркменистане.

К счастью, к тому моменту в Воронеже у него уже появилась семья - жена Байрамгуль, тоже туркменка, сын Джейхун, а позже родилась дочь Лейли. Вернувшись в Россию, Максат Бекиевич без проблем поменял документы себе и жене, но копия советского паспорта до сих пор храниться в его бумагах.

В Туркменистане остались родители, сёстры и брат, а также родственники жены. С тех пор Максат Реджепов ежегодно в сентябре берёт отпуск на две недели и уезжает на свою малую родину. С 2001 года во время этих поездок Максат Бекиевич как глава диаспоры туркменов ежегодно принимает участие в организации мероприятий Гуманитарной ассоциации туркмен мира и представляет Россию на празднествах, посвящённых независимости Туркменистана.

На одном из мероприятий Гуманитарной ассоциации туркмен мира

Воронеж - многонациональный

Тогда в конце 1999 года во время визита в посольство Туркменистана в Москве Максат Реджепов спросил у консула о сохранении связей с малой родиной. Тот посоветовал организовать в Воронеже туркменскую общину, чтобы представлять на воронежской земле интересы своего народа. Вернувшись в столицу Черноземья, Максат Бекиевич создал Среднеазиатскую общину, просуществовавшую до 2004 года. Потом из неё вышли Узбекская, Таджикская, Казахская и другие.

Туркменская община любит природу средней полосы России

Максат Реджепов с соратниками стал организатором первых межнациональных мероприятий в Воронежской области. Он был свидетелем создания и становления Национальной палаты при Губернаторе Воронежской области. Было это 15 лет назад, а кажется, как будто вчера.

– Я думаю, что сейчас в России и в Воронеже, в частности, складывается очень удобная форма взаимодействия национальных диаспор с органами государственной власти. Происходит постоянный обмен информацией. Власти знают, что беспокоит общины и имеют возможность оперативно реагировать на эти проблемы. А диаспоры, в свою очередь, доводят до сведения своих соплеменников изменения в законодательстве, способствуют гармонизации межнациональных отношений через вовлечение их в общественно значимые проекты, – объясняет глава диаспоры.

Самым ярким мероприятием, организованным Национальной палатой, Максат Бекиевич считает фестиваль «Воронеж многонациональный». Уже много лет он объединяет на разных сценических площадках представителей народов, проживающих в Воронежской области. Свои творческие номера демонстрируют все, начиная от казаков и заканчивая ребятами из африканских стран, приехавших в Россию за знаниями.

– Мы считаем важным объединение народов, а общие фестивали и концерты нужны для лучшего понимания друг друга. В ходе их подготовки и репетиций идёт общение, мы узнаем людей другой культуры, стираем барьеры между национальностями. Налаживание дружеских связей – одна из первоочередных задач, – отмечает Максат Бекиевич.

Одно из событий, организованных Национальной палатой. Ребята разных национальностей старались сделать праздник ярким

План культурных мероприятий Национальной палаты уже утверждён на 2025 год. Он включает в себя события, объединяющие народы. Безусловно, это 80-летие Великой Победы. Его празднуют повсеместно в республиках бывшего СССР. Это общая история, общая боль и общая радость.

Значительная часть мероприятий направлена и на поддержку участников СВО и их семей. Национальные общины совместно покупают для военных автомобили, электрогенераторы, средства радиоэлектронной борьбы, продукты питания и предметы первой необходимости. Помогают вынужденным переселенцам.

Дядя Максат

Максат Реджепов в 1997 году окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. С тех пор он работает в государственных и негосударственных высших учебных заведениях города. В 2008 году получил степень доцента. На данный момент общий научно-педагогический стаж его составляет более 30 лет, а преподавательский - четверть века.

– Работа мне нравится. Студентов очень люблю, они это чувствуют. На каждом занятии последние 10 минут я посвящаю свободным вопросам. Если честно, часто обращаются по семейным и личным проблемам. Иногда консультируются и по поводу обучения. Они очень активно включаются в этот процесс, а подобные беседы помогают выстроить доверительные отношения и в дальнейшем повысить успеваемость по предмету. Я им всегда говорю: пока не получите диплом, я всегда буду рядом. А учитывая, что я преподаю в трёх уровнях: СПО, бакалавриат и магистратура, то многих студентов сопровождаю порядка восьми - десяти лет, – по-отечески улыбается преподаватель.

Ежегодно Национальная палата в Воронеже проводит футбольные турниры среди диаспор. Команда туркменской общины всегда в числе претендентов на призовые места

В Воронеже учится более 3 тысяч студентов из Туркменистана. Они, безусловно, все разные, но все молодые и неопытные. Оказавшись в другой стране, они, конечно же, нуждаются в определённой опеке. Максат Реджепов по первому звонку приезжает, если случается какой-то инцидент. Бывает, что выходит на родителей провинившегося. По его словам, для студентов из Средней Азии это действенный метод, поскольку в ребятах сильны восточные традиции уважения к старшим и особенно к родителям.

– Мои студенты называют меня дядя Максат. Это такое обращение к старшим в восточной культуре. На самом деле так ко мне может обратиться любой житель Средней Азии, который младше меня. Это дань традициям, – поясняет глава диаспоры.

В вузах Воронежа традиционно обучается много ребят из Туркменистана

Поводы для гордости

Супруга Максата Реждепова - Байрамгуль Амановна - спокойно относится к такой активной общественной жизни своего мужа. Дети раньше принимали участие во всех мероприятиях Национальной палаты и туркменской общины, но теперь выросли и у каждого свои заботы.

По мнению отца, они в большей степени идентифицируют себя с русскими, хотя в семье могут общаться и на туркменском языке. Двуязычная среда повлияла на выбор профессии. Сын Джейхун преподаёт английский язык, а дочь учится в магистратуре в Воронежском государственном университете. Лейли знает испанский и английский.

Вид на Ашхабад с высоты гор, у подножия которых раскинулся город

По словам Максата Бекиевича, туркмены до сих пор доброжелательно относятся к русскоговорящему населению. И в Ашхабаде, и в областных центрах Туркменистана преимущественно говорят на русском языке. Это связано с наличием разных народов по соседству. Великий и могучий выступает там средством межнационального общения, плюс в Туркмении сохраняется его престиж. По словам Максата Реджепова, русский язык и сейчас является частью образовательной программы в школах республики.

Он очень гордится, что Туркменистан –  единственная бывшая республика СССР, где не было никакой межрелигиозной и межэтнической напряжённости. А также тем, что её правительству удалось добиться статуса нейтралитета. Туркменистан не входит и не может входить по Конституции в какие-либо военные блоки.

При этом туркмены не забыли и советские праздники. Среди них – Международный женский день и, конечно же, День Победы в Великой Отечественной войне.

Екатерина Бутцева

Фото из архива Максата Реджепова