«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Русские армяне

3 ноября 2023
356
Русские армяне

В гостеприимном Верхнехавском районе живут представители многих национальностей. В канун Дня народного единства мы решили рассказать о семье Вагана и Анаит Авагян, которые одними из первых приехали сюда из далёкой солнечной Армении.

О традициях

Если посмотреть на армянские традиции 60–80-х годов, то они покажутся весьма архаичными. Ведь молодым до свадьбы нельзя было встречаться и дружить. Девушки хранили честь и целомудрие, а парни понимали, что за каждую взятую за руку девушку придётся серьёзно ответить перед родственниками. После армии, окончания вуза или техникума, когда уже можно было устроиться на работу, чтобы обеспечивать семью, парням нужно было подыскивать подходящую кандидатуру на роль супруги.

В случае если не было девушки на примете, родители потенциального жениха сами брались за дело: расспрашивали родных, знакомых, близких людей, не знает ли кто, в какой семье есть хорошая по характеру и внешности трудолюбивая и образованная девушка на выданье. Когда таковая находилась, в её семью засылали дальних родственников или просто хороших друзей, чтобы за чашкой кофе «закинуть» информацию о том, что есть подходящий парень для их дочери. Если у родных девушки возникал интерес, то происходила встреча обеих сторон. И уже после общения родителей буквально на 15–20 минут встречались потенциальные жених и невеста. Они задавали друг другу вопросы, чтобы понять, есть ли какие-то точки соприкосновения, которые позволили бы им быть вместе: чем увлекается, что читает, как относится к родителям, как планирует жить дальше. За эти несколько минут они должны были почувствовать, возможно ли будет создать семью и жить вместе.

Если согласие достигнуто, дальше невестку оценивают родители жениха: внешность, походка, манеры, нравится ли она им как продолжательница их рода. Ну а потом молодые обручаются, что является бесповоротным решением в их судьбе, и спустя месяц играют свадьбу.

Ровно такой сценарий бракосочетания был у Вагана с Анаит.

Неслучайный выбор

Спустя два месяца после свадьбы, в мае 1984 года, супруги покинули Армению и приехали в Верхнюю Луговатку Верхнехавского района, где Ваган устроился зоотехником в колхоз имени Чапаева. Выбор места жительства был связан с тем, что, окончив вуз у себя на родине, он поступил в аспирантуру Воронежского сельскохозяйственного института и решил писать кандидатскую на тему овцеводства. Но помимо теории требовалась практика, опыт, полученный в ходе работы.

Простые ребята из Армении, вчерашние студенты приехали в небольшое село, далеко от дома. Незнакомое место, люди, уклад. Ни одного родного или просто знакомого человека. Семье выделили маленький колхозный дом.

— Нам дали две кровати, два матраса. С собой было одеяло, подушка и целый чемодан книг, — вспоминает Анаит. — Мы переехали в мае, и в первое же лето муж купил утят и цыплят. Я ведь тоже родом из сельской местности, очень любила и люблю землю. Сразу же занялась огородом, цветами. В 85-м году у нас появился первый сын. Через год и семь месяцев — второй. Жили весело, не думая о трудностях. Молодость, стремление чего-то добиться, дать лучшее детям.

Переезд в райцентр

После страшного землетрясения в Армении в 1988 году супруги поехали к родственникам. Как сказала Анаит, вспоминать то время ей до сих пор страшно. Среди родных были погибшие. Разрушены полностью или частично города и сёла. В начале 1989 года Ваган с женой вернулись в Луговатку. Его пригласили на работу зоотехником в райцентр, в колхоз «Дружба». Глава семейства не стал отказываться.

— Папа радовался открывшимся перспективам. Ведь это районный центр, где были детские сады, школы, больница. Колхоз больше, чем прежний, — рассказывал Аргам, второй из сыновей Вагана. — Папа очень активно взялся за дело. Ездил по району, искал передовых доярок, приглашал их в свой колхоз на очень выгодных условиях. Собрал один из лучших коллективов в районе. Привёз с госплемстанции из Новой Усмани новую породу коров. Надои увеличились вдвое. Колхоз неоднократно становился передовиком.

По словам Аргама, именно в то время появилось выражение «Вагановы коровы». Когда его ставили в пример отстающим колхозам, все удивлялись: «откуда он взял этих коров и таких шустрых доярок».

Вот так, приехав однажды издалека в Черноземья, не имея связей, родных и даже просто знакомых, Ваган Авагян стал одним из самых известных людей в районе. «Оброс» новыми знакомствами, друзьями, стал надёжным мужем с крепким плечом, любящим отцом. В 2008 году он был избран главой армянской диаспоры в Верхнехавском районе. Что в очередной раз свидетельствует о его авторитетности, уверенности в себе, способности принять верное решение, оказать своевременную помощь.

— Папа никогда не оставался в стороне, зная, что может оказать какое-то содействие, поддержку. И для него не было важно, в каком статусе тот человек, который нуждается в помощи. Он уважал своих коллег. Помнил всех, с кем когда-либо приходилось работать, — продолжает Аргам. — Папа очень любил русскую землю, очень любил село, свободу, широту полей, сельские дороги. И мы росли, глядя на него, впитывая всё важное и нужное, чтобы быть такими же отзывчивыми, неравнодушными, открытыми.

Гордость родителей 

Сыновья Вагана и Анаит учились во второй школе Верхней Хавы. Проблем со сверстниками у парней никогда не возникало. Они с детского сада были знакомы с «дружбинской» ребятнёй. Вместе росли, взрослели.

Аргам и Милана Авагян вот уже шесть лет счастливы вместе.

Старший сын, Ваагн, в 16 лет окончил школу с золотой медалью. В 2001 году стал победителем интеллектуальной телевизионной игры «Я знаю всё!». Стоит отметить, что вопросы для участников составляли преподаватели МГУ и других ведущих вузов страны, члены клуба знатоков «Что? Где? Когда?» и КВНщики. Парень с лёгкостью прошёл отборочные туры среди выпускников не только столичных школ и лицеев, но и лучших из лучших ребят со всей страны. Простой армянский парень, выросший в российской глубинке, окончивший обычную школу, вышел победителем. На выигранные деньги он купил себе квартиру в Воронеже. Сказать, что семья им гордится, значит не сказать ничего.

Если старший сын Ваагн человек науки, то младший — Аргам больше человек социальный и общественный. Это и обусловило его выбор высшего образования: светского юридического в Воронежском государственном университете и церковного богословского в Московской духовной академии. Он успешный бизнесмен, юрист, руководитель, общественник.

— Мы родились и выросли среди русских людей. Когда родители переехали в Луговатку, в районе не было армян. Но в нашей семье никогда не возникало вопросов по поводу национальностей. Папа всегда говорил, что полюбил русских людей за простоту, весёлость, открытость, в общем, за широту души. Родители — люди старой советской закалки. В идеалах всего того поколения были общие и всем знакомые слова: доброта, порядочность, отзывчивость, честность. Они всего добивались своими силами и большим трудом, — с чувством говорит Аргам. — Папа всегда вставал рано утром, это была профессиональная привычка зоотехника. Утренние дойки, отёлы, болезни животных. При огромном поголовье в колхозе спать было некогда. Я ни разу не видел, чтобы он позволил себе полежать до восьми-девяти часов, например, в выходной. Он в пять утра уже был на ногах. После развала Союза папа очень часто сожалел о том, что это произошло. Что вместе со страной развалились те тёплые, братские отношения между людьми, которые были в СССР.

Жизнь продолжается

Понимая, что происходит, будучи человеком предприимчивым, Ваган вовремя принял решение о том, что необходимо перестраиваться на другой путь роста и развития. Так он стал одним из первых в районе фермеров. В сложные времена, когда разваливались колхозы и совхозы, не было денег, возможности купить сельскохозяйственную технику, он сумел выстроить нужные связи, найти людей, которые помогали с арендой транспорта для обработки земель, добывал семена для сева, корм для скота. Всё это говорит о том, что не только он не придавал значения национальным отличиям, но и те, к кому он обращался за помощью, тоже на них не зацикливались.

Став взрослым самостоятельным мужчиной, Аргам женился на русской девушке из русского города Саров. Свою дочь назвал русским именем Анна. И никто из родных не был против.

— Русская цивилизация — это то место, где я родился и вырос. Меня воспитало русское крестьянство. Это моя внутренняя духовная плоть и кровь. Я люблю Россию и русский народ, — подвёл итог разговору Аргам.

Он хорошо запомнил, как учил отец: «Чтобы в жизни чего-то добиться, для этого нужно много трудиться». Образ жизни папы и мамы для него стали главным назиданием и уроком. Сейчас Аргам, как и его коллеги-предприниматели, занимается помощью ребятам, участвующим в СВО. Но не любит говорить об этом, воспринимая всё происходящее с болью в сердце, как трагедию. Потому что Украина – часть большого «Русского мира» и славянской цивилизации.

Его старший брат Ваагн посвятил жизнь науке и семейному бизнесу. Они оба живут в Воронеже. Часто навещают маму, родной дом и родное село. Всегда чтут память отца, которого вот уже больше трёх лет нет в живых. Хотя в их сердце он будет жить всегда.

Наталия Тыртычная

На верхнем фото: Семья Авагян на свадьбе сына Аргама.

фото из архива семьи Авагян