Супруги Альберт и Евгения Аджамян из села Устье Хохольского района в браке уже 19 лет. Познакомились они благодаря увлечению музыкой, а теперь воспитывают четверых детей. Глава семьи Альберт – мастер на все руки. Трудолюбивыми и творческими он старается воспитать и своих дочек. А мама Евгения - талантливый музыкант.
Моё сопрано
Евгения родилась и училась в селе Устье, в доме её дедушки Владимира Иванцова, прораба совхоза «Дон». Он строил не только производственные помещения, но и местную школу, и тот клуб, где работает сегодня его любимая внучка.
– Бабушка Мария тоже трудилась в нашем совхозе, была бухгалтером, – хранит о них добрую память Евгения Аджамян. – Они вырастили троих дочерей: Веру, Надежду и Любовь. Все прекрасно пели, были весёлыми и приветливыми. Я, наверное, в них пошла.
В самом деле, девчонкой она обожала школьные уроки музыки, которые вёл заслуженный работник культуры Иван Панин, чьё имя теперь носит Устьевский Дом культуры. Благодаря этим урокам отважная Женя сходу поступила в Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей. При этом музыкальной школы в селе не было, Женя не знала нотной грамоты и, соответственно, не владела музыкальными инструментами.
– Голос помог, – смеётся Евгения. – Мы с бабушкой дома такие концерты закатывали! Моё сопрано и вывело меня в артистки.
Преподаватели в колледже оказались людьми знаменитыми: сначала её учителем была народная артистка России Екатерина Молодцова, а потом девушку стала выделять Наталия Массалитинова, преподававшая хоровые дисциплины.
– Я и в Воронежском академическом русском народном хоре имени К.И. Массалитинова пела, и диплом дирижёра хора и солиста получила. Сейчас работаю культорганизатором Устьевского ДК, веду занятия в детском вокальном коллективе. У меня занимаются 15 ребятишек, – говорит Евгения Аджамян.
Золотые руки
Альберт Аджамян родился в Грузии. Его семья до 1992 года проживала в Тбилиси, а потом там случился военный переворот, и Аджамяны были вынуждены бежать. Так большая армянская семья попала в воронежские Костёнки.
– В одном небольшом доме пришлось разместиться нашей семье с тремя детьми, а также семье брата, – вспоминает Альберт. – Работать, кроме как на местной пилораме, было негде. Колхоз уже разваливался, а с ним и местная «Сельхозтехника».
Но известно, что армяне – народ талантливый, мастеровой. Нигде не пропадут. Аджамяны открыли мастерскую по ремонту обуви, потом стали изготавливать мебель. Словом, нашли применение своим золотым рукам.
Мастеровитым вырос и Альберт. Он и автомеханик с удостоверением, и дорожник, и мебельщик, и вообще мастер-универсал по дереву.
– В нашем старом доме, оставшемся от дедушки, он обновил весь интерьер, – гордится супругом Евгения. – Из старых кухонных шкафов сделал стильный гарнитур. А вот посмотрите – его кормушки для птиц, сделанные под старинную избу. Скамейки, подарочные шкатулки для друзей, стеллажи для нашей школы, деревянные ящички с эмблемой и стенды для районного Центра культуры и туризма – каждая вещь уникальна. У нас имеется несколько деревообрабатывающих станков, на которых Альберт работает. Он и на кухне умеет блеснуть талантом, когда готовит шурпу или шашлык.
Блондинка и жгучий брюнет
О своём супруге Евгения готова рассказывать бесконечно. Она уверена, что судьба свела их не случайно, а вполне закономерно.
– Я впервые увидела его, когда мне было 14 лет, – вспоминает Евгения. – Мы вместе оказались на каком-то концерте, где оба выступали на сцене. Конечно, говорили о музыке, о дискотеках, о том, что было близко обоим. Он стал приезжать к нам в село на танцы, и мы просто считались друзьями.
Однажды, уже будучи студенткой, Женя опоздала на последний автобус в Устье. Альберт подвёз её до дома. Назначил свидание, потом другое и третье.
– Ухаживал красиво, – вспоминает Евгения. – Дарил цветы, был внимательным и заботливым. Я чувствовала, что у него серьёзные намерения и стремление создать семью. А через несколько дней он заявил: собирай вещи, поедем ко мне, будем жить вместе. Вот так и родилась наша семья.
Тёплым июльским днём их венчали в старинной Богоявленской церкви в селе Рудкино. Не было на свете счастливее этой пары – светловолосой сероглазой девушки Жени и жгучего брюнета Альберта.
Дом – полная чаша
Первые годы молодая пара жила то у родителей Альберта, то у мамы Евгении.
– Никакого неудобства я не испытывала. Наоборот, училась у свекрови готовить блюда восточной кухни. Ввела в свои блюда разные приправы – базилик, кинзу, готовлю огурчики в остром томатном соусе. На праздники к нам приезжают человек 25, все родные, хлебосольные. Ну как не пригласить крёстных наших дочек или двоюродных братьев и сестёр с семьями? Знаете, у армянского народа просто в крови вот такая семейственность. Всем находят место за столом. Нет разговоров о деньгах, о наследстве – все радуются успехам детей, угощают друг друга своим вином, поют красивые национальные песни, – рассказывает Евгения.
Первой появилась на свет их русая, ясноглазая Анечка. Почти через два года – смуглая, с чёрными бархатными глазами Диана. Ещё через семь лет – светлая Милана. А потом, для равновесия – опять кареглазая шатенка Алиана.
– Старшая Анна – моя помощница, – рассказывает мама. – Умеет всё делать по дому, занимается с малышами. Сейчас она студентка аграрного университета, там же получает среднее специальное образование Диана. Милана учится в пятом классе, а четвёртая дочка Алиана только собирается в школу. Читает уже неплохо, а пишет неуверенно. Все наши дети учатся хорошо, почти на одни пятёрки. Поют, танцуют, с удовольствием общаются с любимым дедушкой Теймуразом и многочисленными родственниками. Сейчас все дома, на каникулах. Опять у нас шумно и весело.
В вопросах распределения семейного бюджета у четы Аджамян полная демократия. Садятся и всеми решают, что купить в первую очередь: наряды девочкам или станок для папиной работы? Нередко побеждают интересы отца, ведь он главный добытчик в семье. Вот и сейчас Альберт нашёл подработку в строительной фирме, а до этого укладывал асфальт с дорожной бригадой.
– Конечно, мы не шикуем, – отмечает его супруга. – В магазине берём самое необходимое: молоко, куриное мясо. Если девочкам хочется мороженого – можно купить недорогое фруктовое. Больше надеемся на себя: закручиваем банки, солим виноградные листья для долмы. Я умею вязать спицами и крючком. Сейчас подсели на алмазную мозаику, даже Альберт вышивает в свои свободные минутки.
Раньше Аджамяны держали тёлку, бычка, 400 кур-бройлеров, 20 несушек. Но когда Альберт стал загружен работой до поздней ночи, хозяйство превратилось в обузу для женской половины, и от него решили избавиться.
Приоритеты и предпочтения
У каждого из шестерых членов семьи свой характер.
– Конечно, мы иногда ссоримся, но так, чтобы дети не слышали, – откровенно говорит многодетная мама. – Не всегда сходимся в вопросах воспитания: как совместить строгость с лаской. Но в углу в своё время стояли все наши дети. Тут главное – не подорвать авторитет отца. Если он наказал, мне надо помалкивать.
Самыми сложными были для них первые годы совместной жизни – шла притирка характеров. Было дело, вспоминает женщина, что обиделась и ушла к маме. Хорошо, что любовь тогда подсказала правильный ответ.
Свои приоритеты и предпочтения и у дочерей. Кто-то чересчур скромный, кто-то бойкий. Диана свободно пела с мамой на сцене, Аня стеснялась выступать на публике. Малышка Алиана, увидев как-то папу поющим перед зрителями, выбежала к нему на сцену. Он взял её на руки и допел песню.
– Я не препятствую увлечениям девочек. Ну нравится им современный рэп – ну и что. Главное, чтобы росли порядочными людьми, сохраняли в себе доброту. Дедушка их балует подарками – но кому от этого плохо? Пока мы с ними рядом, будем окружать их любовью и заботой. Надеюсь, что из счастливого детства они вынесут самое хорошее, чтобы передать это всё своим детям, – сказал Альберт Аджамян.
Ольга Соболева
Фото автора