На весь посёлок Маклика Таловского района сейчас осталось всего два жителя. Супруги Абдула и Захра Абдулаевы переехали сюда в 1991 году из Чечни. Населённый пункт с причудливым названием расположен в Новочигольском сельском поселении. Проехать до него оказалось не так-то просто. После того как заканчивается асфальт, начинается бездорожье и наконец виднеется то, что когда-то было домами. Это и есть долгожданная Маклика.
Все ушли, а они остались
В конце прошлого века в посёлке жило много людей, были своя ферма и колхоз. А сейчас среди заросших и полуразрушенных усадеб гордо красуется один-единственный жилой дом, в котором живут Абдулаевы.
Радушные хозяева сразу пригласили в дом. Нас там уже ждали свежеиспечённый хлеб, сыр собственного производства и чай. Супруги рассказали, что выбор посёлка Маклика 33 года назад не был случайным. На момент переезда здесь уже жил брат Абдулы. Как вспоминает глава семьи, тогда ещё в Маклике жили люди, они были очень добрыми и отзывчивыми. Приезжей семье помогали кто чем может – приносили овощи, молоко и вещи.
– Мы купили небольшой домик и стали обустраиваться, – рассказал Абдула. – Ведь и в Чечне жили не в городе, поэтому и здесь сразу решили разводить скот. Купили овец, коров, кур. Жизнь стала налаживаться. Затем родились трое сыновей – Заур, Расул, Муслим. Потом появилась на свет дочка Патимат. Дети подрастали, им надо было учиться в школе, а отсюда до неё далеко. Да и дорога, мягко говоря, не очень хорошая.
Пришлось переехать в Новую Чиглу. А так как хозяйство осталось в Маклике, Абдула каждый день ездил сюда, чтобы ухаживать за животными. Всё изменилось два года назад, когда Абдулаевы сделали окончательный выбор в пользу Богом забытой Маклики и вернулись в посёлок на постоянное место жительства. Они выкупили 7 гектаров земли – это пастбища и старое здание колхозной фермы, где разместили весь свой скот.
– Работы, конечно, много, – говорит Абдула. – Но, чтобы хорошо жить, лениться нельзя. Подъём у нас в шесть утра. Завтракаем и отправляемся на ферму. Там утренняя дойка, надо покормить всех животных, напоить, почистить в загонах. Одному тяжело справляться, на помощь приезжают сыновья. Они все живут в Новой Чигле.
Пока мужчины занимаются хозяйством, Захра суетится на кухне. В этом доме все любят свежеиспечённый хлеб. Поэтому хозяйка ставит тесто и тут же одну за другой отправляет лепёшки в печку. Газа в посёлке нет, в доме Абдулаевых установлена печь, в которой с утра до позднего вечера потрескивают поленья, добавляя настоящего деревенского уюта. Из удобств у Абдулаевых только вода, которую они качают насосом из колодца. Жизнь этих людей нельзя назвать лёгкой, но жаловаться они не привыкли, наоборот, считают Маклику лучшим местом на земле и не готовы променять ее на городскую квартиру.
Свои порядки и правила
Абдулаевы по национальности аварцы, исповедуют ислам. Это вносит определенные нюансы в их жизнь. Они чтят традиции и бережно относятся к культуре. В этой семье, например, не принято отмечать дни рождения, Новый год и другие праздники, а глава семьи каждую пятницу спешит на молитву. Женщинам же молиться вместе с мужчинами запрещается. А ещё хозяйка не может выйти к гостям с непокрытой головой.
– Женщина может пользоваться косметикой или делать причёски, но только дома, – говорит Захра. – Так у нас принято. Вне дома запрещается показывать руки выше запястья, шею, ноги и наряжаться в модную одежду. Наряд женщин-мусульманок скромен, обязательно длинное платье с рукавами. Обязанность женщины нашей веры – это в первую очередь вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Вот поэтому почти всё своё время я провожу на кухне. Готовлю разные блюда: и национальные, и полюбившиеся местные.
Женщина одинаково ловко делает хинкал и печёт торты. Любят в доме Абдулаевых чак-чак, чебуреки с творогом, картошку и маринованные овощи. Чего здесь не едят ни при каких обстоятельствах, так это свинину. На такое мясо у мусульман запрет.
Вступают в брак они только с людьми своей веры. Но не потому, что есть какое-то предубеждение к христианам. Глава семьи считает, что общая вера способствует лучшему взаимопониманию, которое очень важно в семейной жизни.
– Старший сын Заур женат на девушке той же веры, что и мы, – рассказал Абдула. – Они воспитывают дочку, которой недавно исполнилось два года. У младшего Муслима тоже семья и жена мусульманка. У них подрастают два сына. Так что внучата в нашем доме бывают часто. В этом и есть наше счастье, когда все самые близкие люди находятся рядом.
Дочке Абдулаевых 17 лет. Она уже тоже замужем. Браки с неблизкими родственниками у мусульман не возбраняются: муж Патимат – её троюродный брат по линии отца.
К людям другой веры Абдулаевы относятся с уважением. Глава семьи считает, что не важно, какую религию человек исповедует. У верующих в Бога людей гораздо больше общего, чем различий.
– У любой национальности есть свои хорошие люди и плохие, – продолжил Абдула. – Главное – оставаться человеком. Нельзя проходить мимо чужой беды. Если что-то случилось, каждый должен спешить на помощь. Думаю, что нет такой религии, которая призывала бы к обратному.
Абдула Абдулаев говорит, что надо уважать традиции других людей, которые складывались веками и основаны на опыте многих поколений предков. А навязывание своих порядков всегда приводит только к вражде.
Ирина Кожанова
Фото автора