«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Маклика ещё жива!

14 августа
483
Маклика ещё жива!

На весь посёлок Маклика Таловского района сейчас осталось всего два жителя. Супруги Абдула и Захра Абдулаевы переехали сюда в 1991 году из Чечни. Населённый пункт с причудливым названием расположен в Новочигольском сельском поселении. Проехать до него оказалось не так-то просто. После того как заканчивается асфальт, начинается бездорожье и наконец виднеется то, что когда-то было домами. Это и есть долгожданная Маклика.

Все ушли, а они остались

В конце прошлого века в посёлке жило много людей, были своя ферма и колхоз. А сейчас среди заросших и полуразрушенных усадеб гордо красуется один-единственный жилой дом, в котором живут Абдулаевы.

Радушные хозяева сразу пригласили в дом. Нас там уже ждали свежеиспечённый хлеб, сыр собственного производства и чай. Супруги рассказали, что выбор посёлка Маклика 33 года назад не был случайным. На момент переезда здесь уже жил брат Абдулы. Как вспоминает глава семьи, тогда ещё в Маклике жили люди, они были очень добрыми и отзывчивыми. Приезжей семье помогали кто чем может – приносили овощи, молоко и вещи.

– Мы купили небольшой домик и стали обустраиваться, – рассказал Абдула. – Ведь и в Чечне жили не в городе, поэтому и здесь сразу решили разводить скот. Купили овец, коров, кур. Жизнь стала налаживаться. Затем родились трое сыновей – Заур, Расул, Муслим. Потом появилась на свет дочка Патимат. Дети подрастали, им надо было учиться в школе, а отсюда до неё далеко. Да и дорога, мягко говоря, не очень хорошая.

Пришлось переехать в Новую Чиглу. А так как хозяйство осталось в Маклике, Абдула каждый день ездил сюда, чтобы ухаживать за животными. Всё изменилось два года назад, когда Абдулаевы сделали окончательный выбор в пользу Богом забытой Маклики и вернулись в посёлок на постоянное место жительства. Они выкупили 7 гектаров земли – это пастбища и старое здание колхозной фермы, где разместили весь свой скот.

– Работы, конечно, много, – говорит Абдула. – Но, чтобы хорошо жить, лениться нельзя. Подъём у нас в шесть утра. Завтракаем и отправляемся на ферму. Там утренняя дойка, надо покормить всех животных, напоить, почистить в загонах. Одному тяжело справляться, на помощь приезжают сыновья. Они все живут в Новой Чигле.

Пока мужчины занимаются хозяйством, Захра суетится на кухне. В этом доме все любят свежеиспечённый хлеб. Поэтому хозяйка ставит тесто и тут же одну за другой отправляет лепёшки в печку. Газа в посёлке нет, в доме Абдулаевых установлена печь, в которой с утра до позднего вечера потрескивают поленья, добавляя настоящего деревенского уюта. Из удобств у Абдулаевых только вода, которую они качают насосом из колодца. Жизнь этих людей нельзя назвать лёгкой, но жаловаться они не привыкли, наоборот, считают Маклику лучшим местом на земле и не готовы променять ее на городскую квартиру.

Свои порядки и правила

Абдулаевы по национальности аварцы, исповедуют ислам. Это вносит определенные нюансы в их жизнь. Они чтят традиции и бережно относятся к культуре. В этой семье, например, не принято отмечать дни рождения, Новый год и другие праздники, а глава семьи каждую пятницу спешит на молитву. Женщинам же молиться вместе с мужчинами запрещается. А ещё хозяйка не может выйти к гостям с непокрытой головой.

– Женщина может пользоваться косметикой или делать причёски, но только дома, – говорит Захра. – Так у нас принято. Вне дома запрещается показывать руки выше запястья, шею, ноги и наряжаться в модную одежду. Наряд женщин-мусульманок скромен, обязательно длинное платье с рукавами. Обязанность женщины нашей веры – это в первую очередь вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Вот поэтому почти всё своё время я провожу на кухне. Готовлю разные блюда: и национальные, и полюбившиеся местные.

Женщина одинаково ловко делает хинкал и печёт торты. Любят в доме Абдулаевых чак-чак, чебуреки с творогом, картошку и маринованные овощи. Чего здесь не едят ни при каких обстоятельствах, так это свинину. На такое мясо у мусульман запрет.

Вступают в брак они только с людьми своей веры. Но не потому, что есть какое-то предубеждение к христианам. Глава семьи считает, что общая вера способствует лучшему взаимопониманию, которое очень важно в семейной жизни.

– Старший сын Заур женат на девушке той же веры, что и мы, – рассказал Абдула. – Они воспитывают дочку, которой недавно исполнилось два года. У младшего Муслима тоже семья и жена мусульманка. У них подрастают два сына. Так что внучата в нашем доме бывают часто. В этом и есть наше счастье, когда все самые близкие люди находятся рядом.

Дочке Абдулаевых 17 лет. Она уже тоже замужем. Браки с неблизкими родственниками у мусульман не возбраняются: муж Патимат – её троюродный брат по линии отца.

К людям другой веры Абдулаевы относятся с уважением. Глава семьи считает, что не важно, какую религию человек исповедует. У верующих в Бога людей гораздо больше общего, чем различий.

– У любой национальности есть свои хорошие люди и плохие, – продолжил Абдула. – Главное – оставаться человеком. Нельзя проходить мимо чужой беды. Если что-то случилось, каждый должен спешить на помощь. Думаю, что нет такой религии, которая призывала бы к обратному.

Абдула Абдулаев говорит, что надо уважать традиции других людей, которые складывались веками и основаны на опыте многих поколений предков. А навязывание своих порядков всегда приводит только к вражде.

Ирина Кожанова

Фото автора