Маргарита Сотникова из Эртиля родилась в 1955 году на берегу Берингова моря в селе Алькатваам Чукотского автономного округа. По национальности она чукча и в девичестве её звали Тагрытваль Аомнаум. У Риты - два брата и пять сестёр. Папа Фёдор работал бригадиром оленеводческой бригады. Из-за болезни рано ушёл из жизни. А мама Люба сначала трудилась на стройке, потом в пошивочной мастерской. Она привила своим дочерям любовь к рукоделию. И эти навыки впоследствии им очень пригодились.
Рукодельница из Алькатваама
Маргарита, окончив 10 классов местной школы, осталась в семье за старшую. Её мама уехала в тундру работать в оленеводческой бригаде. Живой и смышлёной от природы девочке не довелось продолжить учёбу. Тем не менее, она всегда занимала активную жизненную позицию, которую заметили и оценили её земляки. Сначала Маргарита стала секретарём сельской комсомольской организации, потом вступила в ряды коммунистической партии. В то время в селе Алькатваам проживало больше двух тысяч человек. Среди них было много русских, которые в основном работали в угольной шахте «Нагорная».
Сразу после школы Маргарита устроилась работать почтальоном, продолжила трудовую деятельность в оленеводческой бригаде совхоза и на перевалочной базе. В бригаде Рита была работницей чума. Она шила одежду и тёплую обувь (торбаса, чижи, унты) оленеводам, варила для них еду и следила, чтобы каждое утро её подопечные, которые вели кочевую жизнь, были одеты в тёплую и сухую одежду.
Бригада оленеводов в советское время ухаживала за стадом в 2-3 тысячи оленей
Во время работы на перевалочной базе в функции Маргариты входила выдача оленеводам продуктов и всего необходимого. Зимой они приезжали к ней сами, а летом женщина переправлялась к оленеводам по воде и отвозила нужные вещи. Маргарите Фёдоровне довелось ездить на собачьих и оленьих упряжках, вездеходах и снегоходах, ходить на моторных лодках и катерах.
По воле случая
Однажды Маргарита вместе с братом и зоотехником ехала на снегоходах из центральной усадьбы в свою бригаду оленеводов. По дороге у зоотехника сломался фаркоп, без которого в тундре никак нельзя. Мужчина вернулся в усадьбу за запасной частью. А Маргарита Фёдоровна с братом остались его ждать.
Неподалёку находилась теплушка, в которую брат с сестрой решили наведаться, чтобы обогреться от холода. Там они встретили русского парня Владимира.
В 1977 году житель Эртиля Владимир Сотников завербовался сначала в Томскую область на завод, а оттуда в 1984 году уехал работать на Чукотку. Сначала он строил буровые вышки для нефтяников, а затем стал работать в геологической экспедиции, которая искала месторождения нефти и газа.
— На Север вместе со мной поехали пять человек, — вспоминает Владимир Дмитриевич. — Думали, что года три поработаем и вернёмся домой на машинах. Многие действительно вернулись. А я как уехал тогда, так и прожил на Крайнем Севере больше 20 лет.
Владимир Сотников с суровом северном крае
В 90-е на Чукотке закрылись многие предприятия и целые посёлки. Округ покинуло две трети жителей. Когда геологи уехали, Владимир остался сторожить их оборудование в маленькой теплушке, которую очень часто зимой заметало снегом под самую крышу. В ней-то он и познакомился со своей Маргаритой.
Пара расписалась в сельском ЗАГСе Алькатваама. А в следующем году семья Сотниковых отметит уже серебряную свадьбу.
Дары Севера
— Человек такое существо, которое к любым условиям может приспособиться, — уверен Владимир Дмитриевич. — В тундре не столько морозно, сколько очень ветрено. Это доставляет немало дискомфорта. Но для меня жара ещё страшнее. Понял это, когда служил в армии в Туркмении.
Суровая красота Чукотки
Супруги с ностальгией вспоминают пережитое. Каждая бригада оленеводов в советское время ухаживала за стадом в 2-3 тысячи оленей, а в одном хозяйстве было семь таких бригад. В 90-е годы поголовье резко сократили. Многие местные жители переключились с оленеводства на рыболовство.
В зависимости от рода деятельности они негласно разделяются на береговых и тундровых. Береговые в основном шьют одежду из оленьих шкур. Ведь зимой на снегоходе в куртке не поездишь. Занимаются рыбалкой и охотятся на моржей, нерпу и других морских млекопитающих.
— Мясо тюленя пахнет рыбой, а нерпы и моржа — нет, — рассказывает Маргарита Фёдоровна. — Очень вкусный и полезный жир нерпы, а мясо моржа напоминает по вкусу свинину. На Чукотке можно есть свежайшую рыбу круглый год. Летом — лососёвых, а зимой - сига, навагу, камбалу.
Вот такая она - северная рыбалка!
Супруги Сотниковы очень уважают строганину.
— Из сига и оленины она самая лучшая, — уверяют они. — Заморозил, посыпал солью и перцем - и больше ничего не надо.
А вот тундровые жители разводят оленей и собирают ягоды, грибы, которых в сезон великое множество. На Чукотке растут клюква, шикша, брусника, костяника, голубика, дикая красная смородина, морошка, белые грибы, подберёзовики и даже мухоморы, из которых местные делают лекарственные настойки и растирки.
В короткое чукотское лето тундра расцветает
Огородница с Чукотки
Первый раз Маргарита Сотникова прилетела на родину мужа в 2001 году, а уже через три года семья окончательно перебралась в Эртиль. Особенных трудностей у женщины переезд не вызвал, но кое-чему пришлось научиться. Например, Маргарита Фёдоровна не понимала, как отличить на огороде сорняки. Владимир Дмитриевич тоже не особенно отличался знанием в этой области и развёрнутых ответов на вопросы жены не давал.
— У мужа спрошу, где сорняк и как он выглядит? А он мне: «Всё убирай!». Ну, я и убираю, — смеётся женщина. — Один раз полностью «убрала» редьку в огороде у его сестры Валентины. Она с мужем живёт с нами через стенку в другой половине дома. Бывало, что и картошку всю порублю. Потом всё время спрашивала у Валентины: «Это или не это?».
На своём приусадебном участке начинающая огородница впервые сажала горох и кукурузу. С удивлением и восхищением наблюдала, как из зёрнышка растут такие красивые растения. Но в итоге дочь Крайнего Севера обжилась и привыкла к Эртилю. С супругом они даже завели хозяйство, в котором в разное время были кролики, куры, поросята и утки.
Сотниковы первый раз летят на родину Владимира Дмитриевича
Одна на всех Родина
Маргарита Фёдоровна, конечно, скучает и по тундре, и по родственникам. Каждое лето, если здоровье позволяет, старается проведать их лично. После того, как Владимир Дмитриевич заболел, делает это одна. Радуется возможности пообщаться с ними по видео, ведь многочисленные родственники разбросаны по разным населённым пунктам бескрайней России. Это и Анадырь, и Находка, и Мурманск, и родное село Алькатваам.
Маргарита Фёдоровна всегда доброжелательна
Все, кто знаком с Маргаритой Сотниковой, отмечают её доброжелательность и искренность. Сидеть на одном месте для неё просто невозможно. Её неугомонный характер даёт о себе знать. Несмотря на то, что в нынешнем году она отметит своё 70-летие, старается всегда ходить пешком и несколько раз в год навещать родственников в Москве.
На праздники в доме Сотниковых собирается много родни с обеих сторон. Однажды с Чукотки прилетели сразу восемь человек. Два племянника Маргариты Фёдоровны сейчас находятся в зоне СВО. Она очень за них переживает и терпеливо ждёт весточки от защитников нашего большого Отечества.
Надежда Кутейникова
Фото автора и из архива семьи Сотниковых