«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

«Мы русские люди, Православие всегда было нашей верой»

вчера
77
«Мы русские люди, Православие всегда было нашей верой»

МИТРОПОЛИТ ВОРОНЕЖСКИЙ И ЛИСКИНСКИЙ ЛЕОНТИЙ РАССКАЗАЛ О СВОИХ ПЛАНАХ И ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТАХ

Владыка Леонтий стал правящим Архиереем Воронежской епархии в декабре прошлого года и активно включился во все процессы, происходящие в нашей области. Однако для многих жителей его личность остаётся загадкой. Какой жизненный путь прошёл митрополит Леонтий, какие проекты начнутся под его руководством в епархии, как церковь поддерживает участников СВО и их семьи, а также каким должен быть священник, чтобы к нему потянулись верующие, владыка рассказал в своём интервью.

«Я стал замечать, что когда читаю о Православии – у меня сердце радуется»

– Владыка, считается, что у каждого свой путь к вере, каким образом к ней пришли Вы?

– Я пришёл к вере в самом начале 90-х годов. В то время, когда наступила религиозная свобода, многие люди жаждали духовности, искали Бога, изучали разные, порой экзотические религии. Появилось много различных сект, активно распространялось увлечение оккультизмом. Большую популярность приобрели восточные единоборства и связанные с ними религиозные практики. После десятилетий официального атеизма люди окунулись во всё это буквально с головой.

Я тоже всем этим интересовался. Например, когда служил в армии, исполнял обязанности почтальона и подшивал газеты. В одной из них по пятницам был вкладыш: «Очевидное и невероятное», где описывались всякие удивительные случаи, выходящие за рамки законов нашего мира. Подобные истории производили сильное впечатление и невольно побуждали задуматься о вопросах веры. Вот так постепенно я пришёл к осознанию того, что Бог есть.

Потом, когда я вернулся из армии, принял крещение в Православной Церкви. Не потому, что считал, что в ней истина, а потому что мы русские люди, и Православие всегда было нашей верой. Но именно после Крещения и Причащения Святых Таин что-то пробудилось во мне, появилась любовь к Богу и ревность к вере, я начал видеть ту глубину, которая есть в Православии, изучать учение Церкви и, конечно, участвовать в Таинствах, которые преображают человека.

– То есть для Вас крещение было уже осознанным шагом?

– Да, это было моё сознательное решение, но, повторюсь, понимание веры было ещё несколько размытым. Помню, я тогда выписывал журнал «Путь к себе», и там такой был буквально винегрет из разных учений верований! Статьи о Православной вере шли вперемешку с рассказами о буддизме, каких-то оккультных практиках и многом другом. Я стал замечать, что когда читаю о Православии – у меня сердце радуется, душа поёт, мне всё понятно. Начинаю читать другую статью – снова появляется какое-то смятение, в голове всё перемешивается. Тогда я понял, что мне просто не нужно читать всё это постороннее, и стал изучать уже только Православную веру.

– В одном из интервью Вы сказали, что отсчитываете свой возраст с момента Крещения, а не с даты рождения. Как понять такую метафору?

– Это в некотором роде шутка, но на самом деле человек, приходящий к Богу, попадает в иной мир, начинается совершенно другая жизнь. И поэтому действительно можно считать, что человек по-настоящему начинает жить лишь после Крещения. Потому этот видимый мир и человек, как венец творения, созданы Богом. Но для человека, у которого в отличие от животных душа бессмертна, уготован иной мир и иная жизнь – вечная. У человека совершенно другой уровень бытия. У него есть духовная составляющая: разумность и словесность, свобода духа, высокие цели и стремление к совершенству. И поэтому в Церкви в Таинстве Крещения действительно происходит рождение в новую жизнь во Христе для вечности.

– Чем Вы занимались до того, как решили связать свою жизнь с церковью?

– У меня были разные увлечения. Очень нравились биология, зоология, гуманитарная сфера. Но так сложилось, что бабушка у меня была главным врачом поликлиники от завода «Салют», а тётя – преподавателем в Московском авиамоторостроительном техникуме. И я пошёл по технической линии, что тоже меня привлекало, поступил в этот техникум и получил специальность техник-механик авиационных двигателей. А после службы в армии поступил в Московский авиационно-технологический институт.

– Как родители восприняли Ваше желание всё бросить и уйти в семинарию?

– Все это было сначала втайне. Я хорошо учился, получал повышенную стипендию, но душой был уже в Церкви. Летом я начал пропускать лабораторные работы в институте, чего раньше никогда не случалось, потому что готовился к поступлению в Московскую духовную семинарию в Троице-Сергиевой лавре. Родители, почувствовав неладное, вызвали меня на кухню поговорить и спросили прямо: что происходит? Мама и папа у меня инженеры, выпускники Московского энергетического института. Поэтому, когда после семи лет получения технического образования я рассказал им, что выбрал другой путь – духовный, они меня просто не поняли.

Ещё больше это непонимание проявилось спустя четыре года, когда на четвёртом курсе семинарии я решил принять монашество. Но мама, с её чутким сердцем, довольно скоро поняла, что это всё-таки моё призвание. А папа некоторое время даже не хотел меня называть Леонтием. Так и говорил: я такого не знаю, вот Васю – знаю, а Леонтия не знаю. Потом мы его крестили, и очень скоро он всей душой воспринял православие, сейчас гордится сыном.

«Я не вижу разницы между Сызранью и Воронежем в плане духовности людей»

– Как складывалась Ваша зарубежная учёба и, если можно так выразиться, карьера? Имеется в виду изучение греческого языка в Греции и служение в Русской духовной миссии в Иерусалиме.

– Эти два эпизода на самом деле разделены 13-ю годами. В 2000 году я около года учился новогреческому языку в Патрах, поскольку был преподавателем древнегреческого в семинарии, и мне было необходимо освоить язык в полноте. Я не только учился, трижды ездил на Афон и в другие паломнические поездки, будучи уже иеродиаконом, служил в разных монастырях и храмах. В Патрах у меня были, если можно так сказать, греческие родители – капитан дальнего плавания и его супруга. У них не было детей, и они меня полюбили как сына.

– Как Вы встретились?

– Я пришёл посмотреть храм святого мученика Христофора в пригороде города Патры. Там я познакомился с ними, и мы затем часто и много общались на самые разные темы. Каждый Божий день, возвращаясь из университета, я приходил к ним, они меня угощали кофе, и мы беседовали на греческом языке.

А на Святую Землю я попал в начале 2014 года и служил там пять лет. Там я был членом Русской духовной миссии, был ответственным за взаимодействие с Иерусалимской Патриархией, переводил беседы Патриарха с русскими паломниками и нёс другие послушания. Конечно, служил, проповедовал, исповедовал прихожан. Для меня это был замечательный период в моей жизни, какая-то особенная милость Божия.

– Кстати, а почему новогреческий, а не древнегреческий? Ведь считается, что церковные книги, жития написаны именно на нём?

– Новогреческий – как дополнение к древнегреческому. Дело в том, что есть язык, на котором писали классики, древнегреческие авторы. Есть «Койнэ» – язык Нового Завета, упрощённый и усреднённый в процессе эллинизации для восприятия иными народами, а есть язык Святых Отцов. Святые Отцы Золотого века писали на хорошем, правильном древнегреческом языке. Есть богослужебный язык ― адаптированный древнегреческий, а есть язык новогреческий, на котором разговаривают современные греки.

Помимо основных форм языка в разные эпохи, существует ещё много диалектов – их тоже необходимо понимать. Например, гомеровский диалект – он вообще даже на древнегреческий не очень похож, для него есть свой отдельный словарь. Есть ещё Кафарѐвуса (Очищающий язык) – нечто среднее между древнегреческим языком и современным новогреческим. Это такой искусственный язык, много лет бывший официальным в Греции, на нём писали научные труды и говорили речи и проповеди.

К слову, сочинения преподобного Никодима Святогорца, которые я переводил, написаны как раз в подобном стиле. Поэтому для работы с такими текстами нужно, что называется, плавать как рыба в воде среди этих форм и диалектов, знать и древний, и новый язык, и все промежуточные стадии. Благодаря изучению языка я впоследствии много лет всерьёз занимался переводческой деятельностью.

– После возвращения в Россию Вы были настоятелем монастыря на Урале, на Ганиной яме, а также епископом в Сызрани. Отличаются ли жители разных уголков нашей страны с точки зрения веры? Или мы всё-таки одни люди?

– Во Христе нет ни эллина, ни иудея, все люди одинаковые. Что касается паствы, я около 15 лет исповедовал людей, мне это очень нравилось. Исповедь – это форма глубокого искреннего общения с человеком, где можно получить представление о качестве паствы. Около 10 лет я исповедовал в Троице-Сергиевой лавре, куда приезжают люди со всей России. Потом оказался на Святой Земле и там тоже исповедовал. Вот там паства отличается. В основном это люди, которые по разным причинам, по большей части в поисках лучшей жизни, переехали в Израиль. Судьбы запутанные, многие жалеют и тоскуют по России. У них есть какие-то свои особенности, причём это совсем не зависит от национальности. Евреи, русские и т. д. – не важно, у них дух какой-то другой. Хотя и в Израиле были замечательные люди, настоящий идеал православного христианина. А когда я вернулся в Россию, то уже не исповедовал, поскольку стал игуменом монастыря, но всё равно общался с православными людьми. И, конечно, здесь уже снова ощущался наш дух. И здесь, в Воронеже, как и в Сызрани, я не исповедую, поэтому такого тесного духовного контакта с людьми, как у священников, у меня нет. Но люди все замечательные, люди православные. Я не вижу разницы между Сызранью и Воронежем в плане духовности людей, которые ищут Бога.

«Каждый сможет приложиться к мощам своего Небесного покровителя»

– Вы почти полгода являетесь Правящим Архиереем. А если немножко, что называется, отмотать плёнку назад – каково Ваше впечатление о Воронежской и Лискинской митрополии?

– Мне всё понравилось и до сих пор нравится. Может быть, потому что я здесь недавно. В Воронеже очень активная жизнь, люди в большинстве своём верующие, причем даже власть имущие. Это сознательные люди, которые служат Богу и Отечеству, – вот это очень нравится. Понравилось то, как в епархии устроены отделы.

Вообще многие традиции и проекты работают как часы. Сейчас я начинаю вникать уже более подробно, и у меня появляются планы что-то изменить, улучшить. Но в любом случае все проекты мы будем развивать и дальше.

– Расскажите о проекте оформления ковчегов со святыми мощами. Это продолжение проекта, который Вы начали ещё в Сызрани?

– Этот проект, наверное, можно назвать моим хобби, мне это нравится. В Сызрани я хотел представить людям небольшое собрание мощей для доступа и поклонения, чтобы можно было в любое время дня прийти и помолиться святым перед их мощами. И в процессе реализации этого проекта число святынь выросло от 40 до почти 200 мощей, которые сейчас пребывают в Сызрани. Там мы изготовили для них четыре ковчега, которые украшены изящной резьбой, серебром с драгоценными камнями.

А в Воронеже этот проект развивается дальше, и по мере того, как я занимаюсь этим, Господь посылает больше мощей. И сейчас мы планируем представить людям для поклонения более 500 мощей святых угодников Божиих. В процессе работы над проектом меняются технологии. Сейчас помимо серебряных украшений, позолоты и драгоценных камней, которые будут уже более крупными, появятся эмаль, жемчуг, какие-то другие элементы. Мощевик будет украшен бронзовыми вставками, всё это будет очень красиво.

Планируется изготовить 9 ковчегов с разделением по ликам святых. Причём некоторые лики планируется разделить – например, святителей на вселенских и русских, преподобных тоже на вселенских и русских, мученики отдельно мужского рода и отдельно женского, каждый мощевик по 56 частиц. Отдельный ковчег планируем посвятить новомученикам, ещё один ковчег – с мощами князей и блаженных.

Это большой проект, который, конечно, очень важен и нужен людям. Потому что практически каждый сможет приложиться к мощам своего Небесного покровителя. Важно и то, что это будут мощи известных святых, всем нам знакомых и близких. Каждый сможет найти там святого по сердцу, которому можно помолиться и обратиться с той или иной просьбой. Ведь поклонение мощам подразумевает живую духовную связь со святыми, это как окно в духовный мир, телефонная линия. Мы знаем, что святые, как и все люди, были разными, у каждого были свои подвиги и свои дары от Бога, чтобы помогать просящим.

Важна и просветительская составляющая проекта. Чтобы каждый приходящий мог сориентироваться в этом внушительном списке имён, при мощевиках планируется установка интерактивных информационных стендов. С их помощью будет легко найти имя того или иного святого, прочитать его житие и найти частицу среди мощевиков. Для этого будет нужно всего лишь начать набирать на сенсорном экране первые буквы имени, а затем выбрать из выпадающего списка имён необходимое.

– Где будут находиться ковчеги со святыми мощами?

– Все это планируется разместить в Благовещенском соборе на первом этапе проекта, который предполагает создание 9 ковчегов с частицами мощей разных святых. А затем, на втором этапе, мы планируем сделать ещё 4 ковчега со святынями, но они будут выглядеть уже иначе – оформление будет более изысканным, там будут серебряные иконы. И хотя там тоже будут мощи, например, все Апостолы от 12-ти и Евангелисты, все Жёны-мироносицы, но основной акцент будет уже на святынях, таких как Животворящий Крест, Ясли Христовы, Риза Христа, Риза Божией Матери и др. Ковчеги будут посвящены разным темам: Христо-Рождественский, Кресто-Воскресный, посвящённый Тайной Вечере и Богородичный.

Информация по этим святыням также будет размещена в информационных стендах, чтобы о каждой святыне, её истории и происхождении можно будет почитать, узнать о святых и о событиях, о которых прихожанин, возможно, никогда и не слышал.

–  Могут ли воронежцы оказать помощь в оформлении ковчегов?

– Сейчас открыт сбор средств как на сайте Благовещенского собора, так и непосредственно в храме. Поэтому любой желающий может сделать свой посильный вклад в это благое начинание, перевести деньги, принести старые украшения или серебряный лом. Пусть это будет и небольшое пожертвование, всё равно для человека это будет очень полезно и поможет ощутить свою причастность к общему богоугодному делу. Потом, приходя в собор, он будет осознавать, что здесь есть и его вклад, и дорожить этими святынями. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет», ― говорит Господь. То, на что мы жертвуем, показывает любовь сердца, украшая мощи святых, мы больше располагаемся к ним любовью. А они тогда больше о нас заботятся, потому что любовь их ищет повода.

«Те, кто прошёл через боевые действия, воспринимают жизнь уже на другом уровне»

– Сейчас наша страна переживает сложный период, речь, конечно же, в первую очередь о проведении специальной военной операции на Украине и санкциях. Изменилась ли вера у людей в связи с этими серьёзными событиями? С чем люди сейчас приходят в храмы?

– Господь испытывает Свою Церковь различными способами. Бывают трудности внутренние – ереси и расколы, бывают гонения на веру извне, есть и много иных испытаний. Когда была эпидемия коронавирусной инфекции, мы видели, как многие, кто посещал храм, что называется, по привычке, перестали приходить в церковь, мы потеряли какую-то часть своих прихожан. Это очищение Церкви от людей посторонних, которые приходят не за спасением души, не осознанно, им нужен не Господь Сам по Себе, а какие-то выгоды.

Теперь идёт СВО. Конечно, это испытание. Люди стали чаще приходить в храм, потому что и сами воины, и их родственники понимают: если не Бог, то кто защитит тебя или твоего близкого человека от шального осколка? Остаётся только молиться, чтобы Господь укрыл. Есть много свидетельств того, как спасает молитва. В тех ситуациях, где обычно не выживают, человек, о котором молятся и который сам совершает молитву, остаётся невредимым!

Испытания не только духовно очищают Церковь, но и делают людей более глубокими. Мы видим, что те, кто прошёл через боевые действия, воспринимают жизнь уже на другом уровне, становятся духовно зрелыми. Знают – где правда, а где ложь, где любовь, а где ненависть, где верность, а где предательство. Утверждаются в вере, познают настоящую дружбу и любовь, избавляясь от эгоизма. И так же, как и в серьёзной болезни – такой, например, как рак, – тот процесс духовного созревания человек проходит ускоренно. Господь любит нас не только во временных рамках этой жизни, но заботится о нашей вечности. Потому и попускает встряски, чтобы мы успели созреть и принести плод. Чтобы мы были достойны вечной жизни и как спелые колосья были положены в житницу Царства Христова.

Ведь сейчас много людей незрелых, особенно когда нет никаких трудностей в жизни. В таких условиях человек растёт словно дикая трава, а Господь всех нас таким образом культивирует, и личности, и семьи, и общество в целом. Мы начали наконец исторгать из своей среды ложные ценности, чуждые нам идеалы – тех, кто никогда не любил своё Отечество, мы начали сплачиваться вокруг созидательных идей, вокруг незыблемых ценностей нашей цивилизации.

– Недавно Вы подписали соглашение с Комитетом семей воинов Отечества о том, что будете помогать в реабилитации ветеранам СВО, их семьям. Чем конкретно могут помочь священники?

– Человек, прошедший через такие испытания, неизбежно получает душевные травмы. Его психика подвергается интенсивному разрушающему воздействию. Человеку не свойственно убивать, это калечит его душу. И, конечно, люди, прошедшие войну, требуют реабилитации. А Церковь – самое подходящее для этого место. Потому что Господь прощает грехи, залечивает раны и возрождает душу. И священник – это человек, которому дана духовная власть от Самого Бога, он Его представитель. Он и совершает Таинства, и как человек может выслушать, и как психолог утешить, понять, помочь человеку разобраться с его мыслями и переживаниями, осознать своё состояние.

А что касается конкретики, у нас есть священник, протоиерей Евгений Лищенюк, ответственный за это направление. Он ездит по стране, выступает с лекциями, его как специалиста наперебой приглашают на подобные мероприятия по всей России. У отца Евгения есть небольшой реабилитационный центр для вернувшихся с фронта воинов, где они адаптируются к мирной жизни. У них есть кузница, какие-то мастерские, где люди объединяются по интересам, помогают тем, кто ещё сражается. Идея в том, чтобы они могли прийти туда как к себе домой и не объяснять, не доказывать что-либо посторонним людям, а общаться на одном языке с такими же ветеранами, заниматься каким-то общим делом. И в этом общении человек успокаивается, снова обретает душевный мир, особенно если он делает что-то полезное. Вот такие условия мы стараемся создавать.

Соглашение же с региональным отделением КСВО мы подписали потому, что с началом конфликта было много подобных организаций, сообществ, которые помогали фронту, но постепенно их число уменьшалось, и теперь их остаются десятки, если не единицы. Люди, к сожалению, с годами конфликта устают от благотворительной деятельности, но только не Церковь. Поэтому нам важно вместе с общественными организациями координировать свои действия, помогать друг другу, где-то контролировать – потому что случаются порой и злоупотребления. Церковь, как мощная общественная организация, конечно, не может оставаться в стороне от этого общего дела. Да, такие объединения, как КСВО, делают очень много, но вместе – мы можем с Божией помощью действительно свернуть горы.

– Все ли священники готовы к диалогу с людьми, прошедшими суровые испытания?

– Духовник – это врач душ. И любой священник уже по определению должен с любовью принять и выслушать любого человека, постараться его понять, что-то посоветовать, утешить. Но у нас есть батюшки, которые общаются с воинами уже как профессионалы – ездят на фронт и участвуют в разных мероприятиях. Они могут и других священников научить, проинструктировать: как вести себя с такими людьми, как они сами себя ведут, что для них важно. Это очень важный опыт, потому что помимо непосредственно добрых дел необходимо уметь правильно общаться с такими людьми.

«Мы начали наконец исторгать из своей среды ложные ценности, чуждые идеалы»

– Сейчас в обществе и СМИ много говорится о традиционных ценностях. Причём у каждого определение этих ценностей – своё, иногда довольно кардинальное. Например, философ Дугин говорит: давайте мы переселим людей ближе к природе, в деревни. Что для Вас и для Церкви является традиционными ценностями?

– Традиционные ценности – это то, чем люди живут веками. Например, у каждого из нас есть совесть, как некий внутренний нравственный закон, который одобряет наши мысли и действия или осуждает их. И жизнь по совести – это и есть одна из основных традиционных ценностей. Если говорить о качествах человека – то это доброта, верность, способность миловать и любить. Всё это человек в избытке получает в Церкви.

Есть институт семьи – это тоже важнейшая традиционная ценность. Потому что Сам Бог устроил так, что мужчина и женщина создают семью, рожают детей, которых они воспитывают в добре, делают их достойными гражданами. Несомненно, к традиционным ценностям относится и наша Православная вера, потому что она из века в век хранилась у нас на Руси и стала определять нас уже на генетическом уровне: мы жертвенные, мы добрые, мы помогаем другим. Общинность – тоже традиционная ценность, поскольку человек в обществе является частью единого целого.

Всё это и есть наши традиционные ценности. А вот, к примеру, желание жить, следуя лишь своим прихотям, эгоизм, который мы наблюдаем повсеместно, свобода произвола, в которой человек переступает все Божеские и человеческие пределы, – это уже ложные ценности, навязанные нам, как правило, Западом.

Да, у Дугина есть теория, что многодетность зависит, например, от того – живёт человек в квартире или в деревне. Конечно, для русских людей традиционно жить на земле, но это не ценности, это просто какие-то проекты и социальные теории. Более того, я уверен, что в будущем люди сами будут с радостью уезжать из города в деревню, потому что это более здоровый образ жизни. Но традиционные ценности всё-таки о другом – о том, какими нас создал Бог и что для нас является благом в духовном смысле.

Здесь не нужно изобретать велосипед. Хорошо иметь семью, рожать детей, которые будут о тебе заботиться в старости. Хорошо веровать в Единого Истинного Бога, оказывать любовь другим людям, жить мирно со всеми и многое другое. Конечно, Церковь – это институт, который проповедует подобные идеи, прививает их людям. Но всё же следует понимать, что у Неё более высокая цель – Церковь готовит людей к вечности, она даёт человеку благодать, возможность соединения с Богом. Но прежде чем становиться Богом по благодати, по дару, нужно стать настоящим человеком. Поэтому Церковь и делает из нас людей, способных миловать, любить, помогать, быть добрыми и ответственными.

– Считается, что священники – проводники традиционных ценностей. Но среди них есть и блогеры, и байкеры, и пауэрлифтеры. Есть священники, которые едут в зону СВО. Какими вообще должны быть священники, чтобы пользоваться авторитетом у прихожан?

– Все люди разные, и батюшки здесь не исключение. Потому что они приходят в Церковь из того же общества, что и все люди. И это, пожалуй, неплохо. Ведь кому-то будут нужны одни качества священника, другому – иные. Бывает, что в одном храме служит пять батюшек, и всех прихожане любят, каждый обращается к священнику, в котором находит что-то близкое лично для себя. И естественно, что у разных священников бывают разные направления деятельности, сильные стороны, могут быть даже увлечения. Но я думаю, что батюшка должен быть прежде всего пастырем. Всё остальное – это уже какие-то личные предпочтения, хобби. И если это не что-либо предосудительное, почему нет? Но суть служения священника в том, что он помогает людям встать на духовный путь и идти к Богу. Поэтому вера у батюшки должна быть не «в душе». Настоящая вера всегда проявляется в делах, в том, как ты научился любить и жертвовать собой. Это первая обязанность священника, его слава и достоинство.

«Идите к Богу, Господь вас зовёт в Свои объятия! Он дал вам Церковь на Земле!»

– Давайте представим, что у Вас есть возможность обратиться ко всем жителям области, и воцерковлённым, и редко посещающим храмы. Какие напутствия Вы бы им дали? Пусть это будет слово Архипастыря на светской площадке, например в РИА «Воронеж».

– Люди ходят своими путями, ищут каких-то благ, чего-то хорошего для себя, но, к сожалению, не замечают, что Бог даёт им всё. Бог устроил пир, на который зовёт всех: придите, всё уже готово! А люди говорят: мне нужно пойти туда-то, уж извини – я не приду. Есть в Евангелии такая притча – О званных на пир, которая очень точно это описывает. И люди просто не знают – где настоящее счастье и настоящая радость.

Бог создал этот мир, в котором мы рождаемся, живём и умираем. Но Христос в Евангелии прямо сказал, что нам надлежит родиться второй раз, потому что кто не родится от воды и Духа – не войдёт в Царство Божие (Ин. 3; 5). Каждый из нас должен родиться однажды для временной жизни, а другой раз – для жизни вечной, т. е. войти в Церковь Христову через Таинство Крещения. А дальше начинается подготовка к вечности, и это совершенно удивительный путь. Не потому, что человек сам достигает чего-то, что-то узнаёт, как-то сам себя изменяет, а потому что Бог зовёт его к Себе. И всякого, кто откликнется, Он обнимает, окружает заботой, посылает ему нужных людей, даёт знание, зовёт к совершенству и показывает путь. Зерно веры растёт, чтобы заполнить всё сердце. Это очень интересно, и хочется, чтобы люди откликнулись на зов Божий.

Потому что если ты не вошёл в дом – ты не можешь понять, что внутри. Можно рассуждать о вере, о жизни святых, но ты всё равно это не поймёшь, потому что далёк от этого. Поэтому я приглашаю вас: идите к Богу, Господь вас зовёт в Свои объятия! Он дал вам Церковь на Земле. Прийти к Богу только своими силами, своими ногами невозможно, но на то и даётся человеку в Церкви благодать Божия, Святые Таинства. Нужно всего лишь начать.

Нужно прийти, преодолев все препятствия и отговорки, исповедоваться, очистить душу, причаститься Святых Таин – и это будет началом восхождения в Небесный Иерусалим. Как я уже сказал, это очень радостный путь, это открытие совершенно других измерений жизни. Поэтому хочется всем пожелать оставить свою суету в этом мире и встать на единственный подлинный путь. Не обязательно бросать всё – можно заниматься своей профессией, своей семьёй, сохранить какие-то увлечения, но при этом быть человеком церковным, приходить в храм и участвовать в Таинствах.

А дальше уже сам Господь, сама благодать Божия совершает этот процесс спасения, преображения человека – он становится другим. Не случайно Христос в Евангелии приводит образы малой меры закваски, которая заквашивает и заставляет подниматься всё тесто, и маленького зёрнышка, которое, попадая в землю, прорастает – и никто не видит, как оно растёт. Но затем из него вырастает огромное дерево.

Господь пришёл вложить в наше сердце эту искру веры и любви к истине, чтобы она разгорелась в огонь Божественной любви. Всё это происходит в Церкви, поэтому я приглашаю всех не быть сторонними наблюдателями, а сделать шаг к Богу, и тогда Он возьмёт вас на Свои руки и поведёт в Свои Небесные обители, прекрасные настолько, что и представить себе невозможно, в Своё Царство, о котором апостол Павел сказал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2; 9).

Денис Пырков

Фото пресс-службы Воронежской епархии, архив РИА «Воронеж» (Виталий Грасс)